Липкая ловушка оккультизма

Популярный портал «Блокнот» напечатал материал под названием «Никакие изменения не происходят без трудностей, но их надо просто пережить, обнадежила ясновидящая Алена Полынь»

Популярный портал «Блокнот» напечатал материал под названием «Никакие изменения не происходят без трудностей, но их надо просто пережить, обнадежила ясновидящая Алена Полынь»

Материал — рекламирует деятельность «Алены Полынь» (это псевдоним), которая именуется «кремлевской ведьмой» из-за того, что проводит магические ритуалы в «поддержку России».

Она также, как сказано в другой публикации, «практикующий психолог, коуч, гештальт-терапевт и имеет ряд совсем немагических профессий, в частности политолога, филолога, философа, теолога, консультанта ЛФК, фитотерапевта»

В общем, личность, как это бывает с адептами тайных искусств, разносторонняя.

Публикация вызвала огорченную реакцию в православных каналах — как можно разгонять эдакую ересь? Но этот случай не уникален — оккультизм обладает стабильной, если не сказать, растущей, популярностью.

Рост интереса к «тайным искусствам» обычен для тревожных времен. Мы снова и снова сталкиваемся с напоминаниями, что мир — опасное и ненадежное место, и в нем в любой момент можно столкнуться со страданием и смертью. Люди испытывают тревогу, растерянность и чувство неопределенности — а это очень неприятные чувства.

Некоторые заедают их таблетками. Таблетки привлекают тем, что действуют быстро — проглотил и тревога унялась на несколько часов. Однако у транквилизаторов бывают страшные побочки, не говоря уже о том, что всю жизнь на них не просидишь.

Некоторые прибегают к более старым и проверенным методам борьбы с тревожностью — ритуалам, которые, как предполагается, помогают знать будущее или контролировать происходящее.

Страх и тревога побуждают к активным действиям. В ситуации, когда от человека ничего не зависит, сидеть и ничего не делать становится невыносимым. Нужно сделать хоть что-то, произвести хоть какие-то манипуляции — это создает впечатление, что что-то делается и проблема решается.

Спрос порождает предложение — появляются профессионалы, которые такие ритуалы предлагают, и могут напустить того характерного таинственного тумана, который создает впечатление общения с «силами пота-а-айными, силами вели-и-икими». Профессионалы могут внушить человеку, что у него есть дополнительный (оккультный) ресурс, и он может несколько успокоиться.

Такова уж человеческая природа. Псалмопевец (в несравненно более тяжелой ситуации) жалуется «Знамений наших мы не видим, нет уже пророка, и нет с нами, кто знал бы, доколе [это будет]» (Пс.73:9)

Но, раз уж нет пророка, люди покупают то, что есть на рынке — гадалок, обаятелей, ворожей и чародеев, которые, напустив на себя серьезный вид, скажут им то, что они хотели бы услышать.

Это происходит как бы само собой и без всякого рассмотрения. Желание избавиться от тревоги оказывается гораздо живее, чем желание искать истину об устройстве мироздания.

Но — естественно спросить — почему люди не ищут утешения в Церкви? Нередко в проповедях священники сокрушаются о том, что даже нынешние тревожные времена не побуждают людей искать Бога и наполнять храмы. По крайней мере, в тех количествах, которые можно было бы ожидать.

Почему клиентура оккультистов идет к ним, а не в Церковь? Почему тот же «Блокнот» предпочитает публиковать возвещения гадалки, а не проповедь священника?
Этому есть целый ряд причин, некоторые из них лежат на поверхности.

Прежде всего, это (осознанный или нет) прагматический подход к к духовной реальности. Духовные представления и практики имеют смысл только в качестве инструментов для решения чисто земных задач — личных или коллективных, психологических или политических.

Начальствующие (в том числе, невысокого ранга, вроде редакторов порталов) хотят ободрить и воодушевить людей, люди и сами ищут ободриться, а еще успокоиться и утешиться.

При этом они могут относиться к Православной Церкви вполне позитивно — как полезному средству психологического воздействия на массы, но, в то же время, не пренебрегать и другими средствами. Если прогноз «ясновидящей» способен подбодрить людей, то чем он хуже пророчества, которое (верно или нет) приписывают православному старцу?

На уровне воздействия на реальность результаты и православного молебна, и оккультных манипуляций неочевидны, психологический эффект (снижение тревожности) может быть от того и другого. Однако оккультизм имеет огромное конкурентное преимущество. Он не предъявляет никаких требований пересмотра своих взглядов или образа жизни.

Это напоминает ситуацию с жутковатым мексиканским культом Santa Muerte, в котором почитается фигура, издалека напоминающая характерную для региона статую Богоматери, но вместо лица у этой фигуры — череп. Культ набирает популярность в Мексике и среди мексиканской диаспоры в США — несмотря на противодействие католической церкви.

Почему? Ядром почитателей Santa Muerte являются члены наркокартелей, проститутки, воры, заключенные тюрем и вообще люди социально неодобряемых профессий, жизнь которых и опасна, и трудна. Они испытывают потребность в сверхъестественной помощи — но если они толкнутся в Церковь, от них первым делом потребуют изменить их образ жизни.

А вот Santa Muerte ничего подобного не требует — у нее можно просить о помощи в транспортировке партии кокаина, или о наказании членов конкурирующей банды. Как уважающий себя мафиозный босс, она оказывает покровительство в обмен на приношения и изъявления почтения — а вот учить жить не собирается.

Конечно, большинство людей, соблазняющихся оккультизмом, вовсе не профессиональные преступники — но они тоже хотели бы, чтобы духовные силы помогли им, а вот жить не учили.

Второе конкурентное преимущество оккультизма — он не требует посвящать ему много времени и усилий. Это как со здоровьем — врач может сказать «вы должны изменить образ жизни и оставить дурные привычки», но пациента это не обрадует. Пациент хотел бы чудо-таблеток, которые было бы достаточно проглотить.

Православная вера требует вкладываться и тратить время — молиться, читать Писание, вникать в катехизис. Гораздо затратнее, чем просто совершить ритуал на удачу и пойти по своим делам.

Третье — священник, в отличие от колдуна, очень ограничен в своих возможностях идти навстречу клиенту. Колдуны, ведьмы, астрологи и прочие предвещатели по новолуниям легко продадут вам любой прогноз, который потребуется. Священник должен будет сказать, что будущее от него сокрыто, а в тревоге надо полагаться на промысл Божий.

Четвертое — оккультизм носит нескрываемо коммерческий характер и не стыдится этого. Ведьмы оказывают платные услуги и пользуются коммерческой рекламой.

Но самое главное — Православие требует покаяния. Глубокого пересмотра представлений о мире, о правильном и неправильном, о том, что вообще является целью человеческой жизни. И эта цель оказывается не здесь, не в этом мире.
Тревога — это важный сигнал, как мигающая красная лампочка; этот сигнал не нужно пытаться заглушить, его нужно понять.

Она указывает на то, что земная жизнь, даже если она не будет резко оборвана, утечет у нас между пальцев, и смерти, в конце концов, не избежать.
И наша подлинная цель лежит за пределами смерти — это жизнь вечная и блаженная, которую мы можем обрести в Господе нашем Иисусе Христе.

Comments

Всё так, но все эти полыни ничто по сравнению с коммунистической полынью, которой народ отравлен. Вы об этом чаще пишите.

У Артура, понятное дело, русский народ опять плох – отравлен. Эка…

Только не нужно передергивать.
Плох - это сказали вы. Экие...

Post new comment

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
4 + 4 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.