Рождественское перемирие

Недавний призыв Патриарха объявить перемирие на Рождественский сочельник и Рождество отражает неизменное послание Церкви — а некоторые отзывы на него непонимание этого послания.

Недавний призыв Патриарха объявить перемирие на Рождественский сочельник и Рождество отражает неизменное послание Церкви — а некоторые отзывы на него непонимание этого послания.

Как говорится в обращении Патриарха,

«Я, Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси, обращаюсь ко всем сторонам, вовлеченным в междоусобный конфликт, с призывом прекратить огонь и установить рождественское перемирие с 12:00 6 января до 24:00 7 января, чтобы православные люди могли посетить службы в Рождественский сочельник и в день Рождества Христова»

Призыв не был воспринят на Западе и среди людей, про-западно настроенных— и это вполне предсказуемо. Во время конфликта люди более всего стремятся засвидетельствовать преданность своей стороне — независимо от того, приносит ей это пользу или нет. Патриарх однозначно воспринимается в этой среде как «враг» и сказать о нем что-то хорошее, поддержать хоть что-то из того, что он сказал, значит навлечь на себя подозрения в нелояльности.

Поэтому любые слова Патриарха (и любое его молчание) будет использовано против него. Любой вообще инфоповод — как возможность выразить непоколебимую верность своим и неугасимую ненависть к врагам.

Люди обычно гораздо более привержены сторонам, чем принципам — по ряду довольно очевидных причин. Во-первых, принципы нарушать гораздо безопаснее. Во-вторых, последовательное соблюдение принципов навлечет на вас неудовольствие обеих сторон.

Поэтому многие люди, которые являются (в принципе) сторонниками мира, не обрадовались, когда перемирие предложил Патриарх.

Конечно, перемирие на пару дней — это не мир; но это, так сказать, репетиция мира. Если стороны могут договориться о прекращении огня на день, они смогут договориться и о чем-то более длительном. Это оживление переговорного процесса, сохранение навыков договороспособности. Иногда кровопролитие продолжается не потому, что оно выгодно какой-то из сторон, а просто потому, что навык вести переговоры утрачен.

Но призыв Патриарха вызвал критику и дома — со стороны части патриотов. Призыв назвали «пораженчеством», сочли неуместным предлагать Рождественское перемирие «язычникам и неонацистам» и вообще сочли разговоры о мире расхолаживающими и мешающими борьбе.

Что объединяет, казалось, непримиримых противников — это то, что Рождественское перемирие рассматривается исключительно с военной, политической или пропагандисткой точки зрения.

Но в обращении Патриарха сказано о другом — «чтобы православные люди могли посетить службы в Рождественский сочельник и в день Рождества Христова». Важно ли в этот праздник прийти в Церковь, чтобы поклониться Богомладенцу? С точки зрения неверующего мира — совершенно неважно. Некоторые ходят в Церковь, а некоторые — на рыбалку. Это какая-то частная причуда, которую вполне можно терпеть, пока она не мешает более важным делам.

Но с точки зрения православного человека мир стоит молитвами Церкви. Человек создан для общения с Богом; в этом общении мы обретаем жизнь вечную и блаженную. Принимая участие в богослужениях Церкви и приступая к Таинствам, мы делаем именно то, для чего мы созданы, идем путем истины и спасения.

Самая важная личность в мироздании, Тот, кто, в конечном итоге, определяет нашу временную и вечную участь — это Господь наш Иисус Христос. Если вы будете приглашены на празднование дня рождения кого-то важного в этом мире, полководца или политика, вы едва ли отнесетесь к этому приглашению с пренебрежением. Церковь празднует день Рождения Господа. Предвечный Сын Божий, благодаря смиренному согласию Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, входит в наш мир и становится одним из нас — человеком, во всем подобным нам, кроме греха.

Он делает это «нас ради человек и нашего ради спасения», чтобы через Свою смерть и Воскресение даровать нам прощение грехов и жизнь вечную.

Для православного человека прийти в храм, чтобы выразить свою благоговейную благодарность Господу, причаститься Святых Христовых Тайн, вознести молитву о нуждах людей — нуждах, особенно острых в это трагическое время — это не хобби, это самое важное дело на свете. И если наша православная вера — истинна, оно и является самым важным. Все остальное в жизни верующего человека строится на этом фундаменте и питается из этого источника.

Конечно, есть люди, которые смотрят на это как на «мифы народов мира» — но таких немного. Гораздо больше людей вообще не очень понимают, о чем идет речь и зачем нужна Церковь.

Нередко люди видят в Церкви либо разновидность шаманства и белой магии, либо один из отделов пропаганды, либо то и другое вместе, и искренне недоумевают, когда выясняется, что сама Церковь видит себя по-другому. Православие видится как, в лучшем случае, часть национальной идентичности — и не самая важная ее часть. Его вероучительное содержание остается вне зоны внимания.

Это, увы, совершенно обычная ситуация — и люди с недоумением и раздражением узнают, что Православие не является боевой магией. Оно вообще совсем про другое.

Текущие события еще раз напомнили, что любая стабильность в этом мире ненадежна, и всем нам неизбежно предстоит умереть. Осознать это — не значит перепугаться или прийти в уныние. Это значит признать неизбежность подведения итогов — на что мы потратили свою жизнь. Что будет нашим утешением на смертном одре, а что— совсем нет.

Но даже если мы наделали ошибок и наломали дров, мы можем обрести мир с Богом. Поклониться рожденному ради нас Богомладенцу, обратиться к Богу со смиренной просьбой о прощении и руководстве.

Об этом и напоминает Рождественское Послание Патриарха, которое на службе читалось во всех церквях:

«Мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам (Ин. 14:27), — обращается к нам Христос. Чтó же это за мир, который подарил человеку Господь и который воспели ангелы в момент рождения Спасителя? Разве стало с тех пор на земле меньше вражды или конфликтов? Мы отовсюду слышим «мир, мир!», а мира все нет, по слову пророка (Иер. 8:11). Но истинный мир Божий, который снизошел на землю с Рождеством Христовым, превыше всякого ума (Фил. 4:7). Он не зависит от внешних обстоятельств и неподвластен скорбям и лишениям временной жизни. Этот необоримый внутренний мир заключен в Самом Боге, Который, став человеком, во всем подобным нам, кроме греха, уже не просто действует в нашей истории, но зримо в ней присутствует. Ныне Слово стало плотью и обитает с нами, полное благодати и истины (Ин. 1:14). Господь близко, мои дорогие, — не будем никогда забывать об этом и не будем унывать! В Нем — наша сила, наша крепкая надежда и духовное утешение во всех обстоятельствах жизни»

Перемирие, которое предложил Патриарх, напоминает об этом мире среди сегодняшних бурь. Мире, который Господь дает тем, кто искренне ищет Его.

Comments

Интересно, что так высоко (вполне заслуженно) оценив призыв Патриарха к перемирию в Рождество, Сергей Львович так и не упомянул, что глава российского государства сразу откликнулся на этот призыв, и частям, участвующим в СВО, был отдан приказ прекратить огонь. А ведь доброе же дело-то, разве нет?
И для папы Бенедикта у С.Л. нашлись добрые слова, как видно из публикации в Мониторинге СМИ. А тут – молчок, «тот-кого-нельзя-поминать-добрым-словом». Или аллергия какая-то у автора.
Ну, бывает…

Post new comment

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 8 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.