Сейчас время такое, чтобы научиться молиться по-настоящему!..

Беседа Главного редактора Радио «Радонеж» Н. Бульчука с Преосвященным Алексием, митрополитом Тульским и Ефремовским.

Н. Бульчук: - Дорогой Владыка, благословите.

Митр. Алексий: - Милость Божия да будет с вами. Словом мира и любви о Христе Воскресшем, Жизнодавце, приветствую вас душевно.

Н. Бульчук: - Мы совершили уже Преполовение Пятидесятницы, Пасха продолжается, мы заканчиваем и Неделю о Самаряныне. Хотелось бы услышать Ваше архипастырское слово о переживаемом Евангельском событии, которое так много в себе заключает.

Митр. Алексий: - Да, событие очень для нас значимое и благословенное, в том смысле, что открывается путь реального взаимодействия тех путей Божественного Промысла, которые нас касаются, и касаясь, возводят нас к Небоподражательному жительству. Мы понимаем, как Господь взаимодействует со всем мирозданием, а в нем – с родом человеческим и конкретно с каждым из нас, как личностно приходит в нашу жизнь и как участвует в ней, преобразуя ее, как закваска преобразует, скажем, молоко в простоквашу, или тесто - в хлеб, работая с нашим человеческим естеством. И как затем через это, обновляя нас законами подлинной богоподобной жизни, затем исполняет нас дыханием Святого Утешителя, Духа Истины.

Вот, на примере жизни самарянки, всего рода этого самарянского, который откликнулся на ее благовестие, Господь показывает нам, как Божественный Промысл действует в жизни каждого из нас. И в этом отношении - показывает нам и цель, и значение земной жизни, которая совсем не в том, чтобы воспринимать ее как биохимический процесс метаболизма, завершающийся последним вздохом биологической смерти, а как путь стяжания благодати Святого Утешителя, Духа Истины, во Христе Иисусе. А через это - опознание себя детьми Божиими, Отца нашего Небесного.

В этом отношении пример самой Фотинии самарянки - очень ясный, нам описан не только ее путь восприятия даров Божиих, но и того служения и преображения, которое она испытала. И как она потом закончила, и как дети ее закончили мученически, исповеднически свою жизнь за Христа, и как не перестают - до сегодняшнего дня - плодами своей жизни в Боге делиться с окружающими людьми, из поколения в поколение приходящими.

Н. Бульчук: - Сейчас мы переживаем очень сложное время, необычное время, когда Церковь приняла на себя некий удар. Сейчас во многих регионах страны закрыты храмы, даже во всем мире закрыты многие православные храмы по не зависящим от нас причинам. И здесь возникает вопрос, который я бы связал с нынешним Евангельским чтением: а где, действительно, можно «поклоняться Богу»? Именно – «на горе сей», «на месте сем» или «в храме»? Сейчас очень много дискутируют на эту тему. А нужны ли тогда вообще храмы, если мы можем смотреть богослужения онлайн, можем не ходить в храмы, можем прибегать к помощи священника на дому, и так далее. Итак, вопрос о месте поклонения Богу, актуальный, как никогда.

Митр. Алексий: - Да, это так. Понятно, что и храм не является прямым местом поклонения Богу: это всего лишь одно из средств, помогающих нам внутри своей личности - в той самой, нам открытой, Евангельской «клети», в которую приглашает Отец Небесный нас войти и там стать внутри самого себя пред Ним. Вот так, как мы, например, входим в свою спальню, двери затворяем, никого из внешних тут нет, а Отец Небесный – Единственный, Кто ведает внутреннее, - видя все, воздает нам явно.

И в этом отношении никто не призывает нас «молиться перед телевизором», сидя или стоя на коленях. Это - только для немощных и слабых, которые не могут сами, внутри своего духа, быть «царствующим священством» и совершать свою благодарственную или просительную молитву к Богу. Вот, они-то прибегают, как малые дети, к тому, чтобы слышать, «что там поют в церкви», а им это тут транслирует телевизор...

Нет, сейчас время такое, чтобы научиться молиться по-настоящему! Вот, например, профессор Алексей Ильич Осипов замечательно во всех своих лекциях рассказывает о том, что «надо научиться правильно молиться». Это сейчас нам и показывается, потому что мы все сегодня - в доступности всего. У нас в шаговой доступности храм: зашел в храм, свечку поставил, записки написал, все подал, и пошел дальше по своим делам. Даже если вдруг задержался до конца службы, до отпуста, и то - стоишь в храме, смотришь то сюда, то туда... То этим звуком увлекся, то этим, а внутренней-то серьезной молитвы из покаянного сердца, за милость и благость Божию, – нет.

Мало кто понимает, что это нужно делать. Эти формальные вещи – да, а вот того, что «духом и истиною», что цель жизни каждого дня – стяжание Святого Духа, как преподобный Серафим всем нам напомнил, - этого часто нет. Это уходит на задний план, этого никто не понимает... А если эту задачу знают, тогда становится это бремя слишком тяжело, и удовлетворение находишь только в одном: вот, пришел... Что положено, по внешнему обряду, все исполнил, и со спокойной совестью иду дальше заниматься теми же самыми своим делами: «что есть, что пить, во что одеться», как размножиться, и на пол-вздоха, по сравнению со своими сверстниками, подольше тут задержаться. И весь мир в этом сейчас живет...

Н. Бульчук: - Вы сказали об этом «житейском попечении», которое преобладает сегодня, конечно, у всех, но даст ли возможность мысленно сосредоточиться вот эта сегодняшняя «самоизоляция»? Эта беда, которая постигла всех - всю нашу землю - вдруг, так внезапно, как «сеть набежавшая»...

Митр. Алексий: - Господь предлагает нам такое лекарство: показывает, что мы вроде бы вот так все хорошо делаем - и храмы строим, и можем в них свободно ходить, строим себе планы «на пятилетки вперед», превращаем жизнь свою в дом отдыха со всякими развлечениями, но не все так просто!

Господь нас этими лекарствами - в любое мгновение, в любую секунду – заставляет задуматься: «вот, все это от тебя если отнимется, то что же останется»?

Этим и пробуждает нас к молитве. И не к тому, чтобы мы у телевизора сидели и слушали, а чтобы молились по-настоящему, каждый внутри самого себя, и понимали, что что-то, значит, я не так делаю, если Господь на всех - и на меня - наложил вот такую епитимью!

Н. Бульчук: - Что еще мы можем отметить у Фотинии самарянки, так это удивительное стремление к познанию истины! Мы видим, как она отнеслась к обличающим словам Спасителя: не то что снисходительно, но она абсолютно не обиделась, если можно так сказать, на Христа, Который сказал ей: «ты имела пять мужей...» Он ведь обличил ее во грехе...

Митр. Алексий: - Очень правильно вы это замечаете! Ведь не случайно Господь так строит и так ведет с ней эту беседу, потому что Он, как Всеведущий, знает, что у нее совесть - не прожженная. Хотя и поврежденная, но все-таки она еще живая, и в меру этой живости ее совести, Он ее постепенно возводит, исцеляет и поднимает до уровня Небоподражательного жительства. До той славы, которая во всей полноте пребывает в Боге Слове телесно.

По совести сказать, мы сегодня забыли это, а как нам в детстве бывало стыдно, если нам скажут: «где твоя совесть»? А сейчас это редко когда услышишь. И кто себя в этом смысле так сегодня испытывает?

Так вот, может быть, хоть как-нибудь вернемся мы этим горьким лекарством к этому пониманию, чтобы как самарянка, жить по совести! Она не слукавила, она сказала Спасителю именно так, как есть. Причем сказала о неприятных сторонах своей жизни, поведала об этом чужому человеку. И вот, в этом смысле, перестать врать, лгать, когда об этом самому себе говоришь, говоришь другим людям, является нашей задачей. А особенно в бизнесе сегодня можно услышать: «как же это можно, делать бизнес и не врать»?..

Н. Бульчук: - А наши благочестивые предки как-то умели это делать...

Митр. Алексий: - Умели. Так и нам надо этому учиться! Потому что, если мы этого в опыте своем не получим, то с чем же мы придем тогда при своем последнем вздохе пред очи Господа Вседержителя?! Поздно там уже будет... Вот, пока мы здесь, нам и надо меняться. Господь нам и помогает в этом.

Н. Бульчук: - Некоторые святые отцы отмечают удивительность этой притчи еще в том плане, что ученики, сопровождавшие Спасителя (они в тот момент отправились за едой), по сути говоря, явились в чем-то духовно ниже самарянки. Она даже их в чем-то превзошла духовно, потому что она настолько открыла свое сердце Спасителю в этот момент, сказав: «я вижу, Ты пророк...», что уже не замечала ничего другого! И продолжала насыщаться животворными словами Спасителя.

Святые отцы замечают, что самарянка тут явилась равноапостольной, потому что по ее слову пришли ко Христу жители всего ее селения. Как же так получается, что ученики в этот момент не смогли, что ли, сравниться с ней духовно в такой момент?

Митр. Алексий: - А вот опять именно об этом я и говорю: значит, все-таки совесть их не была в меру ее чистоты, какой она была у нее, у самарянки! Они не смогли этого почувствовать: они искали, «кому сесть справа, а кому слева» около Мессии. И Царство Его - каким образом они его себе представляли? Абсолютно в измерениях земного царства... А самарянка пошла и сказала своему народу: «Вы пойдите и посмотрите, не Христос ли это? Не то ли это обещанное прародителям «семя Жены», после их падения в раю от Бога им обещанное, Которое придет «стирать главу змия»? Не Тот ли самый Пророк, на Которого Моисей указывал, что когда Он придет, уж Его-то вы слушайте не так, как меня слушали, а всей глубиной веры и верности Ему... Вот, к чему она их звала: «пойдите и посмотрите, не Мессия ли это, не Христос ли»? А если так, то нам нужно измениться в своей жизни - по образу и по подобию Его. Не под себя, не «по твоему велению, по моему хотению», как у Пушкина, в сказке о рыбаке и рыбке...

Н. Бульчук: - И удивительна была вот эта жажда, с которой в то время искали Мессию! Мы все-таки сегодня лишены этой жажды, Владыка, лишены по разным причинам. Но еще недавно была она в русских людях. Вспомним хотя бы эпоху Новомучеников и исповедников Российских, такую близкую от нас...

Митр. Алексий: - Видите, новый период, который мы называем сейчас «вторым Крещением Руси» (это период после празднования 1000-летия Крещения Руси), очень и очень отличался от сегодняшней нашей жизни. Духовная жажда тогда была очень всем ясна и понятна. Потом вроде первые плоды насыщения этой жажды пришли, и мы опять возвратились на круги своя, на то же самое...

Стали исполнять, в основном, обрядовую сторону, и «все хорошо, как было когда-то»... Как писал об этой жизни, об этом укладе жизни, например, Иван Шмелев в «Богомолье» и в «Лете Господнем»... И вот к этому мы хотели вернуться. А ведь, на самом деле, не к этому, только внешнему, нам надо возвращаться! Вот, нас потихонечку и направляют в правильном понимании и осознании, пока не поздно...

Н. Бульчук: - Но нам возразят, что, как в случае с самарянкой, так и в случае со слепорожденным (которого многократно изгоняли иудеи-законники), Господь все-таки (в этих обоих случаях) Сам открылся этим людям, Он им прямо сказал: «Я – Мессия». И самарянке открылся, и изгнанному слепорожденному открылся. Нам скажут, что когда эти люди воочию увидели Христа, им было легко Его исповедовать, им было легко так себя вести... У нас же, как правило, этого не происходит: мы не всегда встречаем Живого Христа в своей жизни.

.Митр. Алексий: - Не знаю, может, мы, конечно, в этом смысле лишены видеть Его вот так, как мы видим друг друга - лицом к лицу, но мы имеем в этом смысле иное откровение, доступное нам: Евангелие и пример всех святых, который, как на фундаменте Евангелия, строится и раскрывает себя в совершенном христоподобии, единомыслии, единонравии, в единочувствии, единодействии с ним...

И тогда становится понятным, по закону межличностного общения, почему «с кем поведешься, от того и наберешься». И не надо нам, как Адам и Ева, сваливать вину друг на друга, да еще, в конечном итоге, на Бога: «вот, Ты нам тут чего-то не так открыл...». Ты сам делай свой разумный выбор! Мы боремся за свободу, так ты и будь свободным и выбирай ответственно этот путь.

Н. Бульчук: - Т.е., в этом смысле, мы все равны и все имеем одинаковые возможности?

Митр. Алексий: - Да. Я полагаю, что да. А в жизни Церкви это стопроцентно нам является очевидным.

Н. Бульчук: - Да, часто мы действительно забываем о Евангелии, о Таинствах, потому что ведь на самом деле все нам открыто, и Живой Господь подается нам каждый день в Таинстве Причастия.

Митр. Алексий: - В том-то и дело. И то, что мы сейчас видим, это ведь опять проявление Его любви, проявление Его Промысла, который то негативное, что мы привносим в жизнь, обращает в конечном итоге на пользу всем нам. Только часто мы не можем этого понять, нам кажется, что жизнь наша биологическая - вот только здесь, и хочется нам тут пожить подольше. Так это же неправда, это самообман: это же не жизнь! Это лишь несчастная тень, которая падает сюда от настоящей жизни!

А вот если мы вспомним, что эти самые самаряне, в ответ на то, что Фотиния им сказала: «люди добрые, пойдите, посмотрите!», что они потом сказали? «Не потому мы пришли, что ты нас удивила, что Он тебя обнаружил такой, какая ты есть, по внутреннему своему человеку, - а потому, что мы с ним сами пробыли два дня, и видели, и слышали, и беседовали, и теперь мы знаем, что Он действительно Христос, Спаситель мира!» Не земные проблемы Он тут устраивает – политические, социальные, медицинские, не это, - а Он Спаситель мира, Он – Путь и Истина, Приводящий нас к Отцу Небесному. Если не к Нему мы возвращаемся в своей жизни, то все остальное – просто мыльный пузырь...

Н. Бульчук: - Нам еще остается немного Пасхи... И как бы хотелось, Владыка, чтобы вы сказали нашим слушателям о том, как правильно провести эти оставшиеся недели? Ведь мы ждали этого праздника весь год, мы ждем его каждый год с особой радостью, а в этом году - Пасха у нас вообще особенная, такой не бывало никогда...

Митр. Алексий: - Да, конечно, в этом смысле она призывает нас к глубине своего сердечного духовного опыта. И не просто к поиску развлечений (вот, наконец-то, освободились, сбросили ярмо поста, призывавшее есть квашеную капусту и немазаную картошку, - теперь будем это все с рюмочкой, с песенками вкушать...»). Нет! Давайте каждый внутри самого себя заплачем от того, что – я рядом со Христом стою и вижу: Господи, суждены мне благие порывы, а совершить ничего не дано! В Тебе, Воскресшем, я вижу Свет, но не могу так Тебе поклониться и последовать, как Божия Матерь, как Мария Магдалина, поклонившиеся Тебе на пути, когда Ты, Воскресший, им явился, показал раны на ногах и на руках, на межреберье Твоем, - раны, которые я своими грехами возложил на Тебя!

И вот, будем не просто смеяться и радоваться, кричать: «Аллилуия! Христос Воскресе! Воистину Воскресе!», а произносить в сердце своем: «Милостив буди ми, грешному!». И с благодарностью будем слезы покаянные проливать, слушая, что Он со Креста говорит: «Отец Небесный, прости ему, он не ведает, что творит».

Тогда и мы сможем, как Богоматерь и как Мария Магдалина, в ноги Христу положить голову свою и заплакать от радости, что мы прощены!

Вот, в этом ключе должна быть и радость наша, и ликование наше Пасхальное. А не в том только, что яйца накрасили, платки красные надели, с разными петухами, ходим, кричим, поем «Воистину Воскресе!..». Может быть, для начала это и неплохо, но это не должно быть сутью нашей христианской жизни! 

Н. Бульчук: - Сегодня многие люди, особенно православные, отмечают некоторую, не то, что обиду, а ущемление, утеснение от этих всех событий, которые мы переживаем. Чувствуют острую боль за Церковь. Ведь Церковь в этот период была, так сказать, светскими властями приравнена к социальным институтам, волею чиновников храмы были закрыты... А с какой радостью накинулись тут же на нас враги Церкви, стали указывать: «смотрите, они собираются, они распространяют заразу, они рассадники инфекции!»

Многие сегодня отмечают, что «мы будем жить в другом мире после этой пандемии». А что станет с Церковью? Не останется ли на ней этот ярлык «рассадника инфекции и заразы», некоего «темного царства» с «темными и отсталыми людьми»?..

Митр. Алексий: - Всегда это было и навсегда это останется в земной истории! И при всем этом всегда непоколебимо и неизменно будут звучать слова Спасителя: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее!», «Всякий, кто захочет жить благочестиво, гоним будет», «Меня гнали, и вас ижденут, но Меня слушали - и вас послушают!», «Дерзайте, Я победил мир...».

Н. Бульчук: - Прекрасные слова, как мы о них забываем! И все-таки многим хочется, чтобы Господь явился видимым образом, Победителем, явился прямо сейчас...

Митр. Алексий: - Обязательно это будет! Но для этого не надо нам себя выражать в этих всех внешних, мирских формах, обижаться и бороться с теми, кто на нас восстает. Вот, в эти мирские одежки наряжаться нам не надо!

Да, нас поносят, все правильно: мы и несем поношение Христово на себе! Не надо из этого что-то такое изображать... Да, «достойное по делам моим приемлю». Потерпеть надо то, что есть, с благодарностью: ни на кого не раздражаться, за всех молиться, Бога за все благодарить. Слава Богу за все - и за скорбь, и за радость. «Терпением, - нам сказано, - приобретайте вашу жизнь, настоящую, подлинную». «Не озлобляйтесь, если возможно, со всеми людьми мир имейте». «Не ругайте врагов своих, а молитесь за них, благословляйте их». А кляп им не вставишь, ну и пускай говорят и пишут: ну что же теперь делать, простите нас, Христа ради!..

Н. Бульчук: - Да, это удивительно, об этом мы тоже забываем. А ведь есть, за что нас ругать и за что нам потерпеть...

Митр. Алексий: - Наверное, есть! Ведь если бы не было, то Господь бы и не попустил этого! Но посмотрим на Иова Многострадального: может, и попустил бы, но зато и посрамил бы диавола, как Он чрез Иова посрамил его! А какое нужно было иметь для этого Иову терпение!

А нас чуть-чуть присолили, поперчили - и мы уже еле дышим... Да не рай тут на земле, не Царство Божие, пришедшее в силе! И не дом отдыха для развлечения! Это роддом, мы тут должны родиться в Царствие Небесное, чтобы жить со Христом и Духом Святым.

Н. Бульчук: - Дорогой Владыка, я вас благодарю от всей души от лица всех наших слушателей за прекрасную беседу!

Митр. Алексий: - Спасибо, Николай Владимирович, и я очень рад и вам, и приветствую всех слушателей Радио «Радонеж»! Милость Воскресшего Господа и Свет Его любви да пребывает со всеми нами! Христос Воскресе!

Comments

Сейчас время такое, чтобы научиться молиться по-настоящему!.. * Точно! Надо, чтобы "кричащая от родовых мук" и раздираемая страшными противоречиями "Святая Русь-Церковь" родила Такой Призыв /Имени/ Господа: - "ИИСУСЕ...", чтобы он /этот молитвенный Призыв Христа/ оказался "восхищенным к Богу и престолу Его". Хватит ли у нее сейчас оставшихся сил, ума и решимости для таких родов? – Не уверен... А вот в том, что "без помощи Божией" "все будет как всегда" – нет никакого сомнения; веками проверено...

Вот Владыка сказал так сказал! Как не хватало такого слова многим смущенным душам. Давайте протрезвимся и ободримся и перестанем ныть о себе, несчастных, отлученных от Святых Таинств. А достойны ли мы их? Видать, терпение Божие не бесконечно...

Post new comment

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
2 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.