Александр Щипков: Политика подобных изданий — опираясь на церковный ресурс, рушить институт Церкви

Комментарий к заявлению протоиерея Александра Ильяшенко о том, что сайт «Православие и мир» более не является церковным православным изданием.

МОСКВА

Первый заместитель председателя Синодального отдела
по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков прокомментировал заявление протоиерея Александра Ильяшенко о том, что сайт «Православие и мир» более не является церковным православным изданием:

 

Знаменитый московский протоиерей Александр Ильяшенко 11 июля 2019 года публикует резкое открытое заявление, в котором отказывается быть духовником сайта «Православие и мир», владельцев коего окормлял два десятка лет. Скандал и бурная дискуссия. Священник называет редакционную политику «не церковной и не православной». Отец Александр явно не хочет далее разделять ответственность за материалы, которые появляются на этом ресурсе, однако не объясняет причин указанной нецерковности и неправославности. Возникает некоторая недосказанность.

«Православие и мир» - одна из частей неформального разветвлённого медийного проекта, который обслуживает либерал-православную идеологию. Задача сайта, как и других похожих на него церковных и околоцерковных ресурсов, заключается в легализации противников Церкви, которым под предлогом свободной дискуссии предоставляется православная площадка для разговора на отвлеченные темы. Таким образом, они получают в своё пользование символический ресурс Церкви. Церковная общественность полагает: если некий персонаж появляется на православной площадке, значит, и за ее пределами его мнения приемлемы, соответствуют православной системе ценностей. Таков механизм легализации в православной среде прямых оппонентов Церкви.

Политика изданий подобных сайту «Православие и мир» проводится не столько прямыми оценочными высказываниями, сколько формированием повестки и идиоматики. Работа ведётся в духе современной «войны дискурсов» — с помощью легитимации без аргументации. С помощью этой методики достигается главная цель — деинституализация Церкви как целого.

В разное время «Православие и мир» то прямо, то с помощью косвенных легитимирующих высказываний поддерживает «Пусси райт», политику Константинополя и украинских властей по отношению к УПЦ, идеологию С. Алексиевич и других русофобов, рекламирует «богословие майдана» и квир-богословие гомосексуалистов.

Для того, чтобы понять политическую роль того или иного СМИ, достаточно узнать из открытых источников: а) кто финансирует; б) кто оказывает политическую поддержку через попечительские советы; в) кому само это СМИ оказывает поддержку; г) чьим информационным партнером оно официально является; д) кто осуществляет посреднические функции между изучаемым СМИ и теми структурами, близость к которым легитимирует деятельность данного СМИ. В нашем случае — между частным сайтом и церковными подразделениями.

Будучи формально независимым изданием, но пользуясь поддержкой либерал-православного лобби, «Правмир» говорил от имени Церкви. Отсюда — его влияние и политическая власть над церковной аудиторией. Опираясь на церковный ресурс — рушить институт Церкви.

Смысл заявления протоиерея Александра Ильяшенко заключается в попытке лишить «Православие и мир» права говорить от имени Церкви, в попытке забрать таковые полномочия. Жест священника носит символический характер и обозначает делегитимизацию «Правмира», конец его власти. Отныне он не церковный и не православный — так его и надо воспринимать. Развенчание. Все встало на свои места, аудитория вышла из состояния дезориентации.

Будущее «Правмира»? Полная смена идеологии и искреннее возвращение в Церковь, что маловероятно. Радикализация, переход в открытую оппозицию Церкви. И как следствие — маргинализация, потому что подобные институты не способны существовать автономно, но только на теле Церкви.

Александр Щипков,
первый заместитель председателя Синодального отдела
по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
16 июля 2019 г.

______________

Общественная палата РФ

Comments

Спасибо,наконец -то

Полностью согласна! На дзене я отписалась от "Православия и Мира!

Да, Правмир слегка заносит влево, в "православный феминизм" и т.п. И при это мет дискуссии, нет или почти нет альтернативных статей с взвешенной аргументацией и это большой недостаток. Но возможность высказывать спорные точки зрения тоже нужна,чтобы люди не разучились анализировать и думать, вести дискуссии, проповедовать. Иначе погрязнем в рутине и "заснем". И духовно погибнем. А вера должна быть живой. И если бы о.Александр включился бы в дискуссию (если редакция предоставила бы ему возможность), на мой взгляд, было бы полезно, хотя я не знаю всей ситуации.

Согласен со статьей

Спасибо

Согласен со статьей

Post new comment

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
2 + 17 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.