Раскол Русской Церкви стал вторым, после Смуты, кризисом идеи Третьего Рима: ведь «всякое царство, разделившееся в самом себе, опустеет» (Мф. 12:25). Вторая половина XVII в. ознаменовалась напряженным усилием построения православного царства, одновременно с расширением внешнего влияния Руси, которое понималось как национальная задача в связи с политикой покровительства христианам, угнетенным в мире. В неприкосновенности своего образа жизни русские люди усматривали явный признак неповрежденности самого православия: как было замечено еще в деяниях Стоглавого Собора (1551 г.), если «старые главы и брады бреют и усы, и платье и одежи иноверных земель носят, (то) по чему знати християнина?» Тем более это касалось обрядов церковных.
http://tv.radonezh.ru/www/_radio/efir/20220215%2023-00.mp3#00:00
Post new comment