После старца Филофея идея Третьего Рима постепенно все больше проникает в самосознание Руси; вместе с тем постепенно же раскрывается ее сложность и драматичность. Идея оказывается действующей сразу в двух рядах: церковном и государственном, что можно проследить на памятниках истории. В обоих этих рядах (которые, конечно, не были непроницаемыми друг для друга) возникает язык символов, который уместно было бы назвать "римским символическим кодом" древнерусской культуры. Один из самых красноречивых образцов этого кода -- "Мономахов трон" в Успенском соборе Московского Кремля, представляющий собой воплощенную в дереве историософию. Не менее примечательна панорамная икона "Благословенно воинство Небесного Царя", написанная для той же части храмового пространства. Эта икона показывает, что Третий Рим и Новый Иерусалим были не двумя разными, но единой идеей. Поскольку оба названных памятника принадлежат к казанскому циклу, нужно упомянуть здесь же и самое монументальное произведение этого цикла -- Покровский собор на рву, известный как Храм Василия Блаженного.
http://tv.radonezh.ru/www/_radio/efir/20191010%2020-00.mp3#28:50
Post new comment