Как известно, эпоха Просвещения не очень жаловала предшествующую ей историческую традицию, видя в ней почву именно тех «предрассудков», от которых просвещенческий ratio и стремился освободить погрязшее в них темное человечество. Хотя стремление заместить укорененные в человеческой истории «заблуждения» блистающим царством Разума вполне себя проявило в ту эпоху, которую и принято именовать – в строгом смысле слова эпохой Просвещения, однако нас интересует также как предшествующая, так и последующая мировоззренческая тенденция, общим моментом которой является доминанта ratiо. Присутствие в произведении культурной памяти может быть определено как традиция. Осмысление в художественном творчестве христианской сущности человека и христианской картины мира, имеющее трансисторический характер, свидетельствует о собственно христианской традиции, c православной доминантой в культурном пространстве Slavia Orthodoxa (Р. Пиккио). Формы этого присутствия могут быть весьма различными и выявляются при помощи тех категорий понимания, которые начинает осваивать русская филология.
Представляется, что начавшийся в девяностых годах прошлого столетия кардинальный пересмотр истории русской словесности в иных случаях предстоит еще не раз и конкретизировать, и значительно корректировать.
http://tv.radonezh.ru/www/_radio/efir/20190822%2022-00.mp3#02:10
Post new comment