Наш фестиваль и Болгария

Режиссер Штерянов Владимир и президент XXVIII МКФ «РАДОНЕЖ» Евгений Никифоров.

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2024/01/22/21-00

Е.Никифоров: Здравствуйте, дорогие слушатели! Я рад приветствовать в нашей студии известного болгарского режиссера Штерянова Владимира. У вас не принято по отчеству, так что будем по имени. Откуда Ваше отчество – Бойчевич?

В.Штерянов: У меня записано – Бойчев. В Болгарии говорят без «ич» в конце отчества. А папу моего зовут Бойчу, такое болгарское имя. Бойко более распространенное имя, или говорят еще Байко. Бойчо более устаревшая форма.

Е.Никифоров: Это связано с боем?

В.Штерянов: Мы шутили об этом, но точно не знаю.

Е.Никифоров: Есть в Украине место, где живут бойки и лемки. Живут и враждуют. В итоге это выросло в то, что мы сейчас имеем. Здесь проявляются самые архаические отношения между людьми, семьями, племенами, которые только могут быть. Превозношение рода, семьи – низкий уровень социального самосознания. Но мы не об этом сейчас, а про фестиваль «Радонеж». Вы член жюри, эксперт от Болгарии, хорошо знаете обе страны, сами являетесь замечательным режиссером, знаете, как делается кино. Мне важно знать ваше общее впечатление о фестивале.

В.Штерянов: Я не устаю говорить с самого начала просмотра – фильмы высокого уровня, фантастически высокого. Это радостный сюрприз. Хочется всем показывать такое кино. Беседуя с младшей дочкой 12 лет, я захотел показать ей один фильм, чтобы продемонстрировать, как надо идти по жизни, чтобы добиваться чего-то.

Е.Никифоров: Интересно, как они сейчас ощущают мир, как понимают, что происходят тектонические, неестественные даже изменения, когда злые силы идеологического свойства пытаются расковырять землю и сделать вулканы там, где их не могло быть. А уровень фильмов – участников действительно высок. Когда мы начинали фестиваль 30 лет назад, задача была выработать язык разговора о религии, о православии, выйти за рамки штампов: девочка – свечка – колокольный звон.

В.Штерянов: Вышли за штамп – совершенно очевидно!

Е.Никифоров: Сейчас это уже серьезный кинематограф. Какие фильмы Вы бы хотели выделить из тех, что произвели на Вас впечатления?

В.Штерянов: Я бы назвал прежде всего исторические фильмы, которые все хороши, сделаны добротно, с большим знанием и пониманием. Большинство режиссеров – девушки, это странно, но факт. Второе, есть другие фильмы о героях нашего времени, которые героями себя не ощущают, они такие же, как и мы все, даже не задумываются о том, что совершают подвиги в жизни. Фильм «Отцы» показывает многодетные семьи. Для них такая жизнь - не героизм, они просто живут своей жизнью, делают свои дела, живут по законам православия, у них все прекрасно, изумительные отношения в семье. Когда дети говорят о своих отцах, то видно – они их обожают.  Фильм чудный, хотя и сделан на небольшие средства. Самое главное – мысль, воздействие. Не знаю, получит ли фильм награду, надеюсь. Другой фильм «От улыбки станет всем светлей» - прекраснейший фильм о священнике, который когда-то был врачом, а сейчас помогает паллиативным медикам. Его присутствие, отношения с людьми там, их родственниками – потрясающе! Там рассказывается и его история. Он сам очень больной человек, но какая сила духа! Или парень, у которого нет кисти, прекрасно играет на пианино. Не помню название фильма, он снят всего на всего одной девушкой. Запал фильм в сердце.

Е.Никифоров: Мы и сами рады, что девчонки себя так проявляют. В отличие от Америки с этим ее феминизмом, который достал всех, злая пародия на самого себя… А у нас всё произошло давно, естественно – была война, женщины были вынуждены брать на себя многое. Там и революция. Чего только не несли женщины на своих плечах. Женщины заняли естественным образом те ниши, которые заняли бы мужики.  И ни одна девушка не показала себя с точки зрения протеста. Они просто специалисты, которые выполняют свое дело безо всякого надрыва.

В.Штерянов: И это сердце, которое они туда вкладывают, видно, ощутимо. Понятно, что им близко. Они через свою душу это пропускают.

Е.Никифоров: Наш фестиваль даёт определённый срез. Акцент главный на том, что это духовно-нравственный, религиозный фестиваль. Мы 30 лет уже ведем летопись развития религиозной жизни в России. В первых фильмах всё было на надрыве, потому что люди получили дар слова, увидели возможности камеры, которой они сняли разруху, чудовищное уничтожение, унижение. Болгария, слава Богу, этого не пережила. А в России всё гигантских масштабов, потому и надрыв был в фильмах сильнейший. Вот Россия, хоть и не без проблем, поднялась, и сейчас фильмы  другого порядка. Пафос этих картин не трагический, он жизнеутверждающий.

В.Штерянов: Несколько картин исторических, снятых именно в этой проекции, великолепны. Там показано, как люди боролись, погибали, но ненависти кино не транслирует,  оно жизнеутверждающее. Роль этих людей мы видим сейчас. Дело их, великомучеников в большинстве своем, живёт. Отличный фильм был про православную женскую коммуну, где всех расстреляли. Но история-то жизнеутверждающая: монахини нашли способ существовать, хоть и до определённого момента.

Е.Никифоров: Я имел возможность застать подобную последнюю монашескую общину. Их всячески уничтожали. Дров не давали, всего лишали, но как-то они существовали, жили Богом безо всякого возмущения и осуждения. Внутреннее устроение их было наполнено миром. Но эти фильмы рассчитаны на российскую аудиторию. А для Болгарии было бы полезно что-то показать?

В.Штерянов: Я бы их показал Болгарии, если бы имел возможность. Там такое кино не делают. Ситуация другая. То, что вы назвали это высоко-нравственным кино – правда абсолютная, но такого в Болгарии просто нет. Ситуация там совершенно другая. То, что делается, не особенно близко. Качество на уровне, но в смысле нравственного  воздействия – всё неправильно. 

Е.Никифоров: Чем живет Болгария? Её Церковь? Какое в народе она занимает место?

В.Штерянов: О Церкви все в основном вспоминают под большие церковные праздники. Тогда народ идет в церковь, зажигают свечи. Есть те, кто еще с советских времен буквально живет в церкви и делает все по правилам. Молодежь меньше идет, но всё же народ есть. После 40-45 лет люди меняются, начинают больше ходить в церковь, задумываются. Это должно прийти. Если ты не воспитан с детства в этом, стремление к Богу должно прийти.

Е.Никифоров: В школах преподается хоть какой-то Катехизис?

В.Штерянов: В общей школьной программе нет. Разве что в церквях с этим что-то делают сами священники, и помогают. Государство не особенно…

Е.Никифоров: Светское государство, что хотеть.

В.Штерянов: Почитание того же Иорданова дня Крещения в Болгарии 6 января по принятому григорианскому календарю - всеобщий праздник, конечно. Бросают крест в водоемы, ищут его, плавают, устраивают болгарский национальный танец типа хоровода прямо в воде, неважно сколько градусов. Народу это неважно. Праздник же! Еще один день - Святого Георгия. Иногда поражаюсь, что они там творят. Я даже фильм сделал о том, как они празднуют этот день в маленьком городке в Болгарии. Каждый год езжу к ним.

Е.Никифоров: Кстати, у «Радонежа» большая мусульманская аудитория, это неудивительно, потому что у них нет того, что есть у нас, но есть тяга к Богу.  Мусульмане тоже люди, но им никто не расскажет, потому что устройство их вероучения таково, что очень крохотное значение придают  спасению через покаяние. Там больше – традиция, семья, быт, а это, кстати, то, чего не хватает уже нам.

В.Штерянов: Земности такой не хватает, я бы сказал.

Е.Никифоров: Сейчас идет всемирная идеологическая всемирная война. Есть уже название всему – сверхлиберализм. Не просто либерализм, где здоровая тяга к свободе у каждого. Я в этом смысле либерал, люблю свободу, для меня важно право на самовыражение, свободу мысли, чувства, вероисповедания. Это должно быть честным, иначе всё становится ханжеством, если делается по принуждению. Но тут уже тоталитарный метод воспитания юношества, лгбт и всё прочее. Как в Болгарии вы с этим справляетесь?

В.Штерянов: Пока Болгария не приняла ни одного закона, который бы давал им право делать, что они хотят. Большие проблемы со Стамбульской конвенцией, которую под огромным давлением Болгарии навязывают. А наши политики… Я очень плохо к ним отношусь, но хотя бы конвенцию они до сих пор не приняли. Лгбт пока законно не принято.

Е.Никифоров: Болгарское общество еще традиционно по своей сути?

В.Штерянов: Именно. Даже консервативно. Притом этот консерватизм веками передавался. Сейчас те, кто у власти, очень хотят сломить это всё. Смогут ли – надеюсь, нет.

Е.Никифоров: Дай-то Бог! Мы-то под ударом были дольше, чем Болгария после войны. Социализм там был вегетарианский такой, не было гонений.

В.Штерянов: Нельзя было очень сильно отмечать праздники, которые сейчас отмечаются с таким размахом. Все равно люди праздновали, не пафосно, и никто им ничего не говорил. Церкви не закрывали. У меня нет информации о разрушенных церквях в Болгарии. По-моему их не было.

Е.Никифоров: Кому было разрушать? Не было общества безбожников организованных, журналов специальных, которые учили уничтожать.

В.Штерянов: Коммунистическая идеология была материалистской, атеистской, но чтобы людям запрещали всё – не помню, не было такого. Я недавно при съемках фильма в маленьком местечке говорил как раз о том периоде социализма в смысле отношений к церкви, мечети. Любопытную вещь мне сказал один бывший партийный работник. Власти ничего не делали с этим. Даже минарет мечети построили – пусть ходит, кто хочет. Официальная идеология была атеизм. Сейчас нет официально атеизма, но неофициально через лгбт, кучу других инициатив  ведут именно к этому – изменить традиционные ценности.

Е.Никифоров: Фестиваль наш как раз ценен тем, что он не рассказывает о традиционных ценностях как идеологии, программы, он их просто показывает через людей, которые ими живут. Впечатление более убедительное, потому что тут нет никакого давления. А что касается отношений России и Болгарии – они братушки. Тут дружба многовековая. И когда брат тебя предает даже по чувствам, принимается это болезненно.

В.Штерянов: Это такой искусственный вопрос. Это делается ныне управляющими, которые за небольшим исключением вращаются в одном кругу, которые подчиняются, как говорят в Болгарии, «посольству». Все знают, что речь о США.  К огромному огорчению, они наломали столько дров, что как будет происходить восстановление отношений – непонятно. Всеми возможными способами они насаждают русофобию через медиа. У русофилов медиа почти нет, а если есть, то ничтожно малого масштаба. Социальные сети пропагандируют их ценности, указывают на то, что Россия – враг. Промываются мозги и зомбируются уже поколения людей. И, увы, успехи на этом фронте есть. По данным социологов, 70-80% болгар ощущают себя русофилами, но глядя на действия властей, рождается вопрос – раз столько народу русофилы, то почему вы делаете это? К моему огромному сожалению, в России процветает болгарофобия. Много сказано, что вот они пошли разрушать памятник советской армии, но никто ни разу не сказал, что это было остановлено. Люди остановили!

Е.Никифоров: Об этом говорили на «Радонеже»! Надо отличать политикум, который мало отражает ценности народа. Русофильское движение в Болгарии есть!

В.Штерянов: Я член Национального совета русофильского движения. Назову один факт. В конце эпохи социализма официально в Болгарии было 450 памятников героям русско-турецкой войны, а сегодня их 678!

Е.Никифоров: Потрясающе!

В.Штерянов: Это говорит о том, что люди помнят, делают, продолжают. Это не престаёт. А управляющие намереваются сделать две вещи. Полностью искоренить память о том, что сделала Советская армия в свое время, воюя с Гитлером, а второе, к чему они подбираются – стереть память о том, что Россия освободила Болгарию от турецкого ига.

Е.Никифоров: А кто же тогда освободил?

В.Штерянов: Придумают что-то, ну, скажут, что украинцы.

Е.Никифоров: Вот смешно-то будет… А люди ведь поверят.

В.Штерянов: Именно! Я читал недавно, был в бешенстве. Большой профессор университета софийского говорит о том, что бои на Шипке, где воевали болгарские ополченцы и брянские и орловские полки. И он говорит, что в брянских и орловских полках служили в основном украинцы! Представляете степень идиотизма этого человека!?! Не понимаю, почему они нагнетают процесс переименования улиц, которые названы именами героев русско-турецкой войны, которые бесспорны. Начинают с графа Игнатьева. Гениальный человек. Другого такого дипломата в истории я просто не знаю. Но он им чем-то не угодил. А именно тем, что он наложил наложил на турков Сан-Стефанский договор, который был фантастически хорош для Болгарии. Таким образом, договор этот сделал огромную Болгарию, но, видите ли – он всех обманул. Через три месяца был созван Берлинский конгресс (Германия, Австро-Венгрия, Великобритания), на котором были переделаны все итоги русско-турецкой войны 1877-78 годов. На конгресс специально не был допущен граф Игнатьев, как тот, кто мог уломать всех. Всё было переменено. Большая Болгария, преданная России, не нужна была никому, ее разделили на много маленьких частей. Потом это потихонечку соединялось, да и то до сих пор этот процесс не окончился. А ведь Игнатьев сделал ту Болгарию, о которой мы только мечтать можем сейчас. И он виноват, что дал нам ложную надежду… Сказать нечего.

Е.Никифоров: Какая степень несправедливости…

В.Штерянов: Это нагнетается ведь сейчас. Если посмотрите – 3 марта, национальный праздник Болгарии. Почему? Тогда был подписан Сан-Стефанский мирный договор, создана новая Болгария после 500 лет турецкого рабства. В прошлом году официально предприняли шаги, чтобы этот день не был национальным праздником. Можете себе представить?! Да, это остановили очень быстро, но действовали люди, общество, которое еще пока действует не очень эффективно, организованно, но именно оно останавливает все эти инициативы, замашки властей.

Е.Никифоров: Печально слышать. Думаю, что речь конечно не о болгарофобии, но о комплексе обиженного брата, - обычные человеческие чувства.

В.Штерянов: Переписывание истории в мире – сильный процесс, так же как демонизация России во всей Европе, США, в других государствах. Если хочешь во власть попасть, то сразу поступает предложение – делать против России.

Е.Никифоров: Вспомнил песню – стоит на горе Алёша, Болгарии русский солдат.

В.Штерянов: А какой красивый памятник?! Кто был в Пловдиве, видел. Я ездил с ансамблем Александрова по всему миру, мы снимали о них фильм. Как ребята из ансамбля возлагали венки, цветы на памятнике Алёше!? Надо было видеть… С каким благоговением… Фантастика. А сейчас Алёшу тоже хотят убрать, думаю, не смогут.  Это делается не в первый раз, очередная попытка. До сих пор неудачная.

Е.Никифоров: Рукописи не горят, как говорится. И памятники не уничтожаются. По Иерусалиму, где все происходит самое важное, видно. Сколько императоров сносило до основания город. Но город восстанавливался, жил, продолжал молиться. До сих пор это продолжается, несмотря на чудовищные дела с израильской и палестинской сторон. Я не оправдываю ни одну из них. Очень жестоки их преступления, а когда еще их так много, когда это так долго тянется, то разве что граф Игнатьев или иной гений дипломатии мог бы поправить ситуацию. Иерусалим, однако, стоит, совершает молитву за мир, Жертву приносит. Молите о мире Иерусалиму – так написано на вратах, через которые проходят по пути к храму Гроба Господня. А молодежь в этой русофобии очень включена? Серьезно это для них? Кстати, Вы не смотрели фильм «Слово пацана»?

В.Штерянов: Нет. Знаете, надо немного дальше вернуться. Когда началась история выдавливания всего русского из Болгарии еще в 90-е, решили Первый российский канал отрубить. Потом он пошел по кабельным сетям. Пришло и много других русских каналов. Люди моего поколения, те, кто тогда изучали в школе русский, понимали, что там говорят, а потом же отрубили и русский язык, его не изучали в школах. Кстати, движение русофилов организовало свыше 250 кабинетов для изучения именно русского языка.

Е.Никифоров: Учитывая, что Болгария сама очень небольшая страна.

В.Штерянов: Маленькая, и ещё меньше становится. Всего 6 миллионов. И это резалось, делалось так, чтобы люди не понимали, о чем говорят на экране. Удивительно для меня и многих моих друзей, когда дети не понимают, что им говорят!? Те, кто туризмом заняты, вынуждены понимать. Туризм русский был востребован в Болгарии. Свыше 500 тысяч россиян до пандемии купили недвижимость в Болгарии. Конечно, на курортах обслуживающий персонал знает русский.

Е.Никифоров: Года три назад я бывал в Болгарии, так никаких проблем с языком не нашел.

В.Штерянов: Да, понимают, воспринимают как братушку. А ведь слово это искусственное. Его придумал наш классик Иван Вазов. У него есть стихотворение, которое он написал в молодые свои годы в ходе русско-турецкой войны. Он лично встречал освободителей и написал эти стихи, потому что слышал, что какой-то мальчик сказал: «Здравствуйте, братушки». И он написал совершенно гениальное стихотворение, которое также и называлось «Здравствуйте, братушки!» Этого слова ни в каком языке не было, ни в русском, ни в сербском, ни в болгарском. Вазов самый классический болгарский писатель. Да, я про фильм «Слово пацана» скажу, что посмотреть надо, чтобы сформировать какое-то мнение. Я кстати недавно понял, что во все эти годы, когда все специально останавливали, некие каналы купили российские сериалы Бригаду, например, который имел бешеный успех в Болгарии. Потом пришла такая история, которая называлась «Кухня». Её в Болгарии знают все. Фильмы были дублированы. Они стали такой картинкой России. Людям очень понравилась эта поп культура, которая каким-то образом пробивается. И «Слово пацана» всё равно дойдет.

Е.Никифоров: Удивительно, что «Слово пацана» и на Украине смотрят. Это наше прошлое, которое нужно знать. Оно трагично, но совершенно не факт, что люди воспримут как руководство к действию то, что показано в фильме. Есть ли равенство восприятия и оценок?

В.Штерянов: Пока ничего не могу сказать, но надо задуматься и искать способы делать кино о нашей общей истории, а именно о русско-турецкой войне. Ее мало знают. К счастью, в Болгарии все еще в школах изучают что нужно, хотя уже есть предложения убрать из школьной программы, что Россия освобождала Болгарию. Но ребята хорошо все знают, кто такие генералы Скобелев, Столетов, Горка, граф Игнатьев, уже не говоря об Александре II. Знание, информированность пока есть, но надо снимать про это кино документальное, игровое. Скажу честно, мало знают об этой войне, здесь надо популяризировать ее больше, потому что когда она была, то называлась она Второй отечественной. Русские пошли положить жизнь свою за други своя. Это факт. Об этом надо рассказывать. Россия должна гордиться этой войной. То, что было сделано тогда, - фантастика. Я вижу, есть сдвиги. В Самаре уже два года подряд я участвую в местном фестивале «Самарское знамя». Собственно знамя - это святыня. Можно утверждать, что это было первое болгарское знамя после пятисот лет, когда у нас не было ничего. Это знамя было сшито монахинями Иверского монастыря в Самаре специально для болгар. Болгарское ополчение шло с этим знаменем. Его оригинал хранится в военно-историческом музее в Болгарии. Есть несколько копий, сделанных вручную. Одну из них тоже сделали монахини сегодняшнего уже Иверского монастыря в Самаре. Пару копий сделали в Болгарии. Золотом шито… История фантастическая. Одна копия была отдана самарским ребятам, которые воевали в Сирии. Сейчас та же воинская часть с ним воюет на Донбассе. Видите, как история завязана на чем-то? Она не то чтобы повторяется, но символы чрезвычайно важны, как и историческая память. Я был потрясен, как в Самаре организовали этот фестиваль, народ знает об этом, историческая память возрождается.

Е.Никифоров: Из тех скрепляющих личностей, которые есть в отношениях  между болгарами и русскими, Серафим Соболев какое занимает место?

В.Штерянов: Думаю, центральное. В 20 веке его служение в церкви в Софии было таково, что его знали все, и сейчас знают, молятся ему, пишут ему записочки и оставляют в церкви. Люди свидетельствуют, что бывают чудеса и ныне. Конечно, о нем надо снимать кино. И идти на фестиваль «Радонеж».

Е.Никифоров: Может быть, Вы сейчас сами испросили у Бога благословение, чтобы снять фильм о таком прекрасном человеке. Нам бы сегодня хорошо память подвижнику хранить и праздновать. Благодарю за напоминание о нём. Заканчивая нашу передачу, что бы вы предложили нашим зрителям? Что смотреть? Репортажи, документальное кино? Репортажи ведь публицистичны, содержат много пропаганды. А в фильмах ее нет, но есть рассказ о  судьбах людей, которые помещены в важные исторические события.  

В.Штерянов: Надо смотреть кино. Истории, рассказанные в нём, человеческие. Истории в контексте исторической действительности. Современное кино тоже надо смотреть, потому что это блестяще рассказанные человеческие истории.

Е.Никифоров: А что за люди смотрят на нас с экрана? Как для Вас?

В.Штерянов: Это люди высокой нравственности. Я говорю о всех видах фильмов фестиваля. Некоторые более патриотические, другие более семейные. Там везде высокая нравственность и мораль. Для них жизнь таким образом – обычное, нормальное дело. А то, что некоторые, сидя за границей, умудряются поливать грязью русских солдат, например… Не хочется и думать о них. Для меня было откровением в то время, когда я был режиссером передачи «Служу Отчизне» на Первом. Меня пригласили. Я мог работать, ездить по стране, общаться с военными и был поражен, насколько это достойные люди. Достойнейшие. И они тоже так живут, потому что для  них другого нет, кроме чести, достоинства, любви к Родине. Это в них живет. Тот, кто говорит обратное… Даже не буду говорить, кто он…

Е.Никифоров: Документальное кино - документ, фотокарточка. Тут не нужно приклеивать бороду и изображать из себя батюшку. Сразу видишь по глазам то, что есть. Спасибо Вам, рад, что наши мнения так сходятся. Спасибо за вдумчивый рассказ. Мне это важно. Мы работаем на пределе сил. Фестиваль, радио – всё делается с большим трудом, потому что финансирования нет. И какая же будет награда? А награда в том, чтобы работать с удивительными людьми, приносить обществу настоящую пользу.

В.Штерянов: Совершенно с Вами согласен! Успехов фестивалю. Пожелал бы ему быть еще лучше по подбору фильмов, да не знаю, куда лучше. Тем не менее – пусть будет всё еще лучше!

Post new comment

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
4 + 9 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.