Душа Восточной Сербии

...безусловно, стал основанный в 1380 году чудотворный монастырь Тумане, в который ежегодно стекается более полутора миллионов паломников.

Отъехав всего сотню-полторы километров от Белграда на восток, вы попадаете в удивительные места, где переплелось прошлое и настоящее, а островки привычного горожанам комфорта разбросаны близ поросших хвойными лесами холмов Джердапского национального парка. Здесь до сих пор молодежь пытает счастье на берегах золотоносных рек, а женщины из влашских сел, впадая в транс, совершают пугающие обряды, чему не мешает напоминающая о себе цивилизация в виде гостиниц, ресторанов и туристических променадов. Сюда едут за возможностью прикоснуться «к чему-то настоящему», сбежать от суеты. Душой же этих краев, безусловно, стал основанный в 1380 году чудотворный монастырь Тумане, в который ежегодно стекается более полутора миллионов паломников.

Пожалуй, нет в Сербии другого места, где бы на небольшой территории за десятки веков соединилась в самобытную мозаику яркая россыпь традиций и обычаев, свидетельствующих о богатой истории края. Первые люди пришли сюда около 9500 года до нашей эры, основав на берегах Дуная древнейшее в Европе поселение, известное современникам как Лепенски Вир. В память о праисторических обитателях здешних земель остались многочисленные орудия труда и уникальные скульптуры из песчаника, вызывающие восторг и археологов, и далеких от науки людей.

Позднее эти края облюбовали римляне и разбили близ могучей реки военный лагерь, из которого вырос город Виминациум, ставший столицей провинции Мезия и насчитывавший к 1 веку нашей эры 40000 жителей. И хотя внешне о римском наследии напоминают лишь полуразрушенные временем стены некогда великого поселения, есть и другие, более значимые последствия прихода легионеров: среди них были первые христиане. На древних камнях соседствуют фрески с изображениями языческих богов – и первые христианские монограммы.

В средние же века, когда православие здесь прочно закрепилось и Сербия стала не просто государством, а сильным игроком на европейской политической арене, в эти места, спасаясь от турецких гонений, начали прибывать подвижники-синаиты. С одним из них – преподобным Зосимой – связана история монастыря Тумане, воздвигнутого в 14 веке у подножья Голубацких гор. По преданию, смертельно раненый охотником старец не хотел, чтобы его несли к докторам, а попросил: «Ту мани» («Оставь здесь»). Откуда и пошло название монастыря Тумане, построенного на месте его гибели.

Впрочем, есть и другая версия. Возможно, все дело в словах святого князя Лазаря в адрес основателя обители Милоша Обилича. Незадолго до Косовской битвы, когда Сербии требовалось срочно собрать войско и противостоять турецким захватчикам, князь попросил в письме оставить строительство храма (опять же – «ту мани») и поспешить к месту будущего сражения.

Заметим, что Милош Обилич для сербов фигура легендарная не только потому, что при жизни был другом и соратником святого князя Лазаря. Именно Обилич, сражаясь на Косовом поле в 1389 году, смертельно ранил султана Мурата, за что был жестоко убит врагами. Никто не знает, где находится могила Милоша Обилича, желавшего быть похороненным в стенах монастыря Тумане. Но в основанной им обители вот уже шесть веков не прекращается молитва и не гаснут лампады. Недаром монастыри в Сербии часто называют «задужбина» (нечто, оставленное на земле «за душу» - или ради души): человек уходит из мира, но часть его словно остается в стенах основанной обители.

История Тумане, как и всей страны, была непроста, а порой трагична. Дважды разрушался монастырский храм, посвященный святым Архангелам: сначала в 18 веке его сожгли турки, а затем в 1910 году местные радикалы заминировали церковь на Вербное воскресенье с целью взорвать в ней градоначальника. В 1924 году здание было отстроено заново при непосредственной поддержке короля Александра Карагеоргиевича. Новую церковь возвели в моравском стиле, появившемся в Сербии еще во временя святого Лазаря: ее стены украшают характерные чередования красного и белого кирпича, образующие строгий орнамент и делающие храм неповторимым.

После восстановления церкви в жизни монастыря наступил короткий, но яркий период возрождения, и этот период его истории непосредственно соприкасается с историей России. Сто лет назад Сербия распахнула двери для тысяч русских эмигрантов, вынужденных покинуть родину из-за революционных событий. Среди них было немало представителей духовенства, в том числе монашества. Часть из них попала в известный Мильков монастырь, где быстро сложилось крепкое русско-сербское братство. Мильков монастырь связывают с именами Иоанна Шанхайского, принявшего в нем постриг, а также старца Амвросия Курганова и Антония Сенкевича, ставшего позднее епископом Западно-американским. В 1936 году под началом игумена Луки (Родионова) братство перебралось в Тумане.

С тех пор одной из небесных покровительниц обители становится Ксения Петербургская, а сам монастырь начинает активное развиваться: восстанавливается скит Преподобного Зосимы Синаита. Обретаются его мощи. Строится новый корпус, получивший название «русский». В его часовне помещается чудотворная икона Божьей Матери «Курская», привезенная из России и ставшая одной из главных святынь Восточной Сербии.

С этой иконой связано немало чудес и преданий. Найдена она была неповрежденной на пепелище сожженного большевиками монастыря в Курской глубинке и перевезена в Сербию. В 60-х годах прошлого столетия злоумышленники попытались украсть икону с целью продажи за рубеж. Но вагон, в котором перевозили святыню, неожиданно запылал, смертельно ранив одного из воров, после чего второй раскаялся и вернул ее монастырю. Известно также, что в годы сербо-хорватских конфликтов рука Божьей Матери меняла свое положение относительно серебряного оклада. А с тех пор, как икона была перемещена в главный монастырский храм, к ней не иссякал поток паломников.

К сожалению, за периодом взлета в середине 20 века вновь последовала череда испытаний. С приходом к власти коммунистов после второй мировой войны монастырь столкнулся с явно недружелюбным отношением к православию светских властей. Число насельников стремительно уменьшалось, новые не приходили, и вскоре монастырь вынужден был стать женским. И хотя монашеская жизнь не угасала, о былом величии Тумане не было речи до тех пор, пока в 2014 в его стены вновь не пришло братство и он не вернул исторический статус мужской обители, став крупнейшим в своей епархии по числу насельников, что явилось отправной точкой для нового витка развития.

Именно 2014 году в Тумане появилась еще одна святыня: здесь были обретены мощи преподобного Якова Нового. Этот православный учитель, будучи учеником св. Николая Сербского, еще при жизни прославился аскетизмом и образованностью, а также активной миссионерской деятельностью. В 1946 году подвижник был жестоко избит коммунистами, вскоре после чего, не оправившись, умер и был похоронен в монастыре. Сегодня его святые останки покоятся в раке рядом с мощами преподобного Зосимы перед алтарем.

Истории о чудесах по молитвам у Туманских святынь сегодня знают не только в Сербии, но и за ее пределами. О них уже написаны книги, а список исцелившихся пополняется постоянно. Послушник Борко, ежедневно встречающий в храме паломников, уверен: каждому нужно уделить время, пусть даже целый день уйдет на беседы с гостями монастыря. Люди приезжают за утешением и за ответами на вопросы. Монастырь – это не только уединение и молитва, но и послушание, место любви и помощи.

Конечно, часто бывает, что в Тумане заезжают и туристы. Просто из любопытства. Едут посмотреть на Дунай, который в этих краях достигает шести километров в ширину, обойти крепости на его берегах, спуститься в пещеры, купить вина из знаменитых погребов Неготина – а заодно и заглянуть в монастырь. Встречаются даже такие, кто ехал на восток страны, чтобы окунуться в мир оккультных традиций и магии влашских сел близ Кучева – а оказался на пороге монастыря. Но и таких гостей в обители не считают случайными. Случайных гостей в монастыре не бывает. Важно найти минуту и побеседовать с каждым желающим, пусть пока и далеким от веры гостем и ответить на его вопросы.

Воспрянув после тяжелых времен и открыв свои двери для тысяч гостей, Тумане дал импульс к развитию края в целом. Проснулась жизнь в ближайшем местечке Голубац, которое теперь радушно принимает паломников. Начали возвращаться из Белграда местные жители, уехавшие когда-то в столицу на заработки: теперь дела есть и дома, каждого приезжающего надо разместить и накормить. А за год монастырь принимает в несколько раз больше посетителей, чем даже находящая в десятке километров знаменитая Голубацкая крепость, являясь памятником Юнеско и одной из главных культурных достопримечательностей страны.

Вместе с монастырем Восточная Сербия расцветает. Хорошеющая и набирающая силы, она встречает всех, кого манят горы и водопады, сталактитовые пещеры и руины древних городов. Но в первую очередь тех, кто готов узнать ее распахнутую душу – монастырь Тумане.

Светлана Иванова

Post new comment

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 15 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.