Светлана Коппел-Ковтун: «О неразличении личности и природы»

По В. Лосскому самость — это смешение личности и природы. Быть может, точнее говорить — неразличение личности и природы, личного и природного: из неразличения происходит смешение.

По В. Лосскому самость — это смешение личности и природы. Быть может, точнее говорить — неразличение личности и природы, личного и природного: из неразличения происходит смешение.

* * *

Женщина и мужчина — это природа, поэт, художник, музыкант — это тоже природа. То есть, личность надевает природу, как, скажем, платье или, как крылья (не все природы способны летать), и носит, пользуясь свойствами той или иной природы.

В этом смысле человек — сложносоставная природа*, собираемая личностью из многих других. Животные и растения, вероятно, так же являются чем-то вроде составных частей (целостностей) природы человека. Целостность по имени Человек состоит из многих других целостностей — в этом суть. Потому и человеком стать не так просто: надо в целостности вместить в себя все целостности.

* * *

Социальное относится к природе, а не к личности. В этом смысле существует два разных «мы» — природное, социальное (толпа) и другое «мы», именуемое соборностью — это собранные во Христе личные «Я» людей. Соборность — это как бы другая, неотмирная социальность, которая относится к природе богочеловеческой (это и есть Церковь Христова, которую не одолеет ад).

Антихрист в этом смысле и будет противостоять Христу: сила толпы против силы соборности. Соборность сильна Христом, она непобедима, но не в смысле здесь, а в смысле вообще. Здешнее воюет против нездешнего, восстаёт на нездешнее и желает поработить хотя бы здешнее нездешних, раз до нездешнего не может дотянуться.

Терпение скорбей и прощение обид, возможно, единственно удобный способ спасения души, потому что грех — во всём, к чему прикасается человек. Мы, если что делаем хорошее, то от Христа это, а не от себя. Собственно и прощение обид — только во Христе достигается вполне, но в прощении меня больше, чем любом другом делании.

Всё хорошее — от Бога и богом, человек слишком мал. Но он и велик тем, что может жить и действовать Христом, во Христе. Как мы без Бога ничего сами не можем, так и Бог в нас ничего не может без нас. Потому что Личности по имени Бог ограничили природу по имени Бог, чтобы не нарушать свободу человека.

* * *

Неосуждение — хороший метод спасения, но всё дело в том, что во Христе невозможно осуждение другого человека в принципе (доступно лишь осуждение поступка — не личности, личность судит только Бог). То есть, это дело природного состояния: ветхие люди неизбежно осуждают, даже когда играют в неосуждение, а Христовы никого не осуждают.

Милостыня  — тоже дело Христа в нас, ибо когда я от себя оказываю милость, неизбежно горжусь (такова наша ветхая, самостная природа), и лишь когда Христос во мне действует, возможна настоящая милостыня Христа ради.

* * *

Неразличение личного и природного лежит в основе заблуждений душевных людей. Надо подняться в дух, чтобы оказаться над своей душевностью и увидеть, что во мне от природы, а что от личности. Так же и в другом различать природное и личное можно только с высоты духа (душевным гордецам эта высота кажется гордостью по той же причине). Точка смотрения определяет возможности человека видеть или не видеть, понимать или не понимать, вмещать разумом или не вмещать.  «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его?» (1 Кор. 2:14-16).

* * *

Люди, как правило, переоценивают себя и свои силы, недооценивая факты внешней реальности, окружающего мира, социального, природного устроения — и потому недооценивают значение социальных обстоятельств в своей жизни. Как только привычное внешнее рухнет, человек окажется перед лицом своей неприглядной голой беспомощности, и только тогда, возможно, поймёт значение утраченного, казавшегося прежде незыблемым, само собой разумеющимся.

Точно так же недооценивается значение социальных обстоятельств в жизни других людей, и вся ответственность за нездоровье нынешней жизни неправомочно возлагается только на индивидов, без оглядки на окружающее и формирующее их, программирующее их социальное.

Зато социальные инженеры в курсе дела, и активно эксплуатируют «безхозную» социальность в корыстных целях своих заказчиков.

На самом деле у большинства людей есть лишь разнообразное социальное и фактически нет личного — очень удобно для манипулятивного воздействия через социум.

Самомнение  — разновидность прелести, т.е. ложного представления о себе. Душевные люди легко ловятся манипуляторами как раз за самость и «подвешиваются», как за хвостик в ложном социальном пространстве (контексте), специально сформированном для искривления массового сознания в заранее заданном направлении.

----

 

* А Бог, наоборот, прост, т.е. целостен, един и не дробится, таковы свойства Его природы.

 

Дневники 3 октября 2019; 13, 19, 29 июня 2020

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

Post new comment

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 3 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.