Светлана Коппел-Ковтун: «Неживое благодушие»

Мышление большинства каким-то странным образом удерживается в режиме, в котором можно только сплетничать и совершенно невозможно понимать, тем более обсуждать какие-то значимые проблемы.

Из дневников

 

Человеческое восприятие имеет много режимов, особенность нынешних обстоятельств в том, что мышление большинства каким-то странным образом удерживается в режиме, в котором можно только сплетничать и совершенно невозможно понимать, тем более обсуждать какие-то значимые проблемы. Возможно, это последствие тотальной «промыки мозгов», но не только, ибо существует при этом и некое согласие на всё происходящее*. Современный человек не верит не только в Бога и чёрта, он даже в злого человека по факту не верит (и это после Освенцима!). Не столь важно, что он думает об этом, важнее, как он функционирует и взаимодействует с реальностью. Имеет ли доступ к реальности, в том числе реальности себя самого (к себе реальному). Благодушие тотальное, но оно неживое, ибо нереактивное, неадекватное, какое-то замороженное, заторможенное. Как плакат или вывеска магазина. И всё, что не заморожено, воспринимается как неверное, ошибочное, ложное или невозможное. Одним словом, люди погружены в грёзы - неужели безвозвратно? Ведь чтобы вернуться, надо обнаружить в себе это и проснуться.

* * *

Ветхий человек склонен на всё и на всех наклеивать свои ярлыки - это вместопознание, вместовстреча. Давать имена и клеить ярлыки - взаимоисключающие вещи. Имя - выражение сущности вещи, а ярлык именует кажимость - он не доходит до сути, равнодушен к ней. Ярлык хочет судить, владеть, но не любит - не жаждет Бога, ярлык себя назначает Богом.

Ярлык (вернее сказать оярлычивающий) боится свободы других, потому что не умеет «ходить по воде» свободы. Ярлыками он «замораживает» текучую реальность, приговаривает к небытию ради удобства. Потому стоять в Бытии могут очень немногие, а значит и по-настоящему живы очень немногие.

* * *

Кислород (поэзия, истина, Бог) - это внеярлыковая зона. Нельзя одновременно кровить сердцем за другого и клеить на него ярлык, а за ближнего надо кровить сердцем.

Судить страдающего из своего нестрадательного положения - большой грех. Нестрадающих не бывает? Да, но страдание страданию - большая разница, а порой и несравнимо большая.

* * *

Жизнь в некотором смысле это уворачивание от всевозможных атакующих сознание ярлыков, уворачивание от наклейщиков ярлыков и сдерживание себя от  наклеивания ярлыков.

Жизнь - это потребность уворачиваться от ярлыков, потребность находиться вне привычной большинству мёртвости.

* * *

Великое в малых и великое в великих - единое великое. Потому настоящий человек равно уважает знатного и незнатного, известного и неизвестного, богатого и бедного - ибо ценит величие человека.

Любящие низкое не могут приобщиться к великому.

* * *

Нельзя к человеку относиться как к шкафу, в который я хочу что-то положить (дать) или из которого хочу что-то вынуть (получить). А мы ведь именно так относимся друг к другу, и порой «выколачиваем» из ближних то, что хотим получить, требуем, гневаемся, не получая, или обижаемся. Всё это из разряда глупостей, которые приходят в жизнь по причине неправильного взаимодействия. Вернее даже по причине отсутствия правильного (из-за непонимания смысла наличия Другого). Другой - для общения с ним, говоря языком Цветаевой: «для любви, для остального есть книги».

Кстати, общение - не обязательно должно быть явным, мы ведь общаемся даже когда ничего не говорим и ничего не делаем, а просто ПРИСУТСТВУЕМ рядом. Встреча возможна, лишь когда оба участника ПРИСУТСТВУЮТ (сознанием, а не оболочкой). То есть, для правильного общения, которого так не хватало Цветаевой, необходимо развитие духовной личности до степени присутствия в бытии и уважения к Другому, такому же присутствующему. Уважения, которое суть любовь. И, кстати, один из критериев оценки подлинности этого ПРИСУТСТВИЯ как раз уважение (любовь) к Другому. Присутствуя в бытии, нельзя не любить Другого. Это как раз то, о чём главная заповедь: люби Бога и люби ближнего - иначе будешь ложным.

* * *

Не факты определяют верования, а мои верования определяют факты - как факты для меня существуют только факты, в которые я верю. Сегодня это очевидно, как никогда прежде. И в этом правда постмодерна - осуществляется то будущее, которое мы заслуживаем. Будущее всецело зависит от наших отношений с истиной.

Конец мира - это развод с истиной. Без брачных отношений с ложью конец мира невозможен.

---

* Даже в режиме бунта - согласие, ибо бунт того же уровня, того же режима мышления, он возможен лишь как приятие происходящего, принятие грёзы за реальность. Настоящий бунт принципиально противоположен, это не замена одной грёзы другой, а прорыв к другой реальности.

 

 

Дневники 2,4 июня 2018; 19 февраля 2019; 21-22 февраля; 10-11 июня 2020

 

koppel.pro

Клуб православных литераторов «ОМИЛИЯ»

Post new comment

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
9 + 9 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.