Н.Бульчук. Памяти о.Николая Ведерникова

9 июня 2020 года, на 92-м году жизни, отошел ко Господу известный церковный композитор, заштатный клирик храма мученика Иоанна Воина на Якиманке протоиерей Николай Ведерников.

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2020/06/12/20-19

Н.Бульчук: - Дорогие радиослушатели, вчера мы получили печальную новость о кончине нашего дорогого о.Николая Ведерникова, много лет служившего в Москве в Храме св.Иоанна Воина на Якиманке, человека удивительного во всех отношениях, это целая эпоха в Русской Православной Церкви. Сегодня, на второй день по кончине о.Николая, который не дожил, как мне сказала его духовное чадо, двух часов до своего 92-летия, я связался с прот.Владимиром Архиповым – настоятелем Храма Сретения Господня в Новой деревне, и попросил его сказать несколько слов об о.Николае Ведерникове.

прот.Владимир Архипов: - Здравствуйте! Я начну со своих впечатлений об этом человеке и о том, почему я когда-то к нему пришел после смерти своего духовного отца. Я пришел к о.Николаю как к человеку, которому можно было доверять во всех отношениях, и как священнику для исповеди, и как человеку, который понимал то, что происходит в мире в то время, когда мы находились в одних и тех же условиях и в одних и тех же обстоятельствах во многом, хотя разница между нами 20 лет - ему 90, а мне 70 лет. Этот человек был тонкой внутренней духовной культуры. Его профессионализм как музыканта был наполнен его особым отношением со Христом. Эти отношения были построены на свободе, которая является центром христианства. о.Николай – человек чрезвычайной тактичности, никогда в разговоре не пытался учить, попрекать, очень тактично выслушивал исповедь и не наставлял, а делился своим пониманием слова Божьего, и этого было больше, чем достаточно для того, чтобы понять вопрос, с которым пришел. Однажды, еще до нашего тесного контакта с ним, я слышал его проповедь в Храме Иоанна Воина, и меня удивила и поразила редкая способность говорить по существу, ясно и открывая удивительно глубокую мысль, заложенную в том или ином евангельском отрывке, о котором он говорил. Слова были простые, без претензий на высокоумие, но очень глубокие, отражающие суть события, о котором была проповедь. Это, конечно, сразу рождало доверие к человеку и желание общаться в духовном таком ключе. Когда шли беседы с ним, о.Николай всегда возвращал человека на исповеди или в разговоре, подчеркивая милость Божию, которой покрывается и исцеляется любой грех. Этого достаточно было для того, чтобы исповедующийся воспрял духом. Еще хочу подчеркнуть такую особенность: когда я приходил к нему в дом, то меня лично чрезвычайно поражала и привлекала простота его жизни, квартиры - обыкновенная маленькая квартира, скромно мебелированная, ясно было, что человек, живущий в этой квартире, обходится чрезвычайно малым, что есть у него, не ищет никакой роскоши.  Старенькое, простое, аккуратное помещение. Для меня это было само по себе очень важной проповедью смиренной, праведной жизни, и это очень привлекало. о.Николай обладал тонким чувством юмора, одно его слово или фраза могла вдохновить и порадовать тонкостью ума, ясностью ума, это всегда, на самом деле, привлекает и радует. Наше общение состояло еще из встреч, которые проходили у него дома после того, как он ослеп. Собирались его духовные чада. Он рассказывал о прошедшем воскресном евангелии, рассказывал свои соображения, мысли, и потом его духовные чада задавали вопросы. Периодически я принимал в этом участие. Это были очень теплые, необходимые, живые встречи прихожан и о.Николая, который находил возможность служить людям вот таким образом. В этих общениях было ясно, что эта его вера базируется не только на такой прекрасной традиции, уходящей в 19 век, потому что он общался с духовными людьми того возраста. И меня радовало и было близко, что человек этого возраста и той школы духовной, он свободен в своем восприятии Священного Писания и церковной традиции. И в его отношениях главным был тоже живой Христос, свобода человека, любовь Бога к человеку и умение творчески мыслить, разбирая, читая Евангелие. Вот это тоже характеризует о.Николая как человека, с одной стороны, твердо, крепко стоящего на фундаменте церковной духовной традиции, и в то же время творческого, свободного отношения и к духовному опыту, и к Священному Писанию. Можно сказать, что все священники так стараются проповедовать, но всё же определяется нюансами, некоторым контекстом, в совокупности – взгляд на жизнь, взгляд на происходящие события в стране, на культуру внутреннюю, на понимание главного, что является для верующего человека. Вот эти нюансы, которые проявляются даже не в словах, а в контексте, в котором произносятся слова. Вот это всё было очень дорого. И встречи проходили у него каждую неделю, собиралось человек десять. И вот такие разговоры были необходимы прихожанам. Я благодарен, что мне удалось с ними встречаться и вместе обсуждать. Каждый год во время Великого поста мы вместе с о.Николаем соборовали, конечно, по мере возможности, он уже плохо видел, когда он помазывал, я брал его руку в свою руку и помогал помазывать человека. Вот так сложилась уже многолетняя традиция совместного соборования Великим постом. И вот этот контекст отношений с о.Владимиром был очень дорог для меня. И важно, что во все времена находятся люди, есть люди, которые беззаветно и глубоко любят Христа, принадлежат и верны слову Божию и Церкви, находят главное – интонацию отношения с Богом – смирение, простота, доверие, верность. Вот эти характерные черты о.Николая дороги всем, кто его знал, и не только им. Поэтому пока живы такие люди, у нас есть надежда на то, что и Церковь всегда будет наполнена живой мыслью. Естественно Церковь зиждется на камне веры и естественно эта Церковь содержится именем Христа, но нужны люди, которые умеют слышать голос Христа, которые умеют слышать Его правду и не искажать ее. Вот такие души как о Николай, умеющие тонко чувствовать этот голос Христа, они являются необходимыми светлыми проповедниками слова Божия.

Н.Бульчук: - Прекрасные слова, прекрасные воспоминания. Я хотел бы добавить, что о.Николай был хорошим музыкантом, он очень тонко ценил хорошую классическую музыку. Мы хотели сделать цикл бесед по духовным кантатам Баха и о.Николай Ведерников хотел принять в этом участие. Он очень широко смотрел на мир, на жизнь. И в его крошечной квартирке собирались духовные чада митрополита Антония Сурожского, который приезжал в Москву в те страшные годы. Я хотел Вас спросить вот о чем: как уцелел о.Николай в те годы? Ведь была включена немыслимая машина на подавление инакомыслия, христианской веры.

прот.Владимир Архипов: - В те годы я, к сожалению, не принимал участие в этих встречах. Как уцелел? Глядя на его личность, на его характер, можно сказать, что у него никогда не было необходимости выставляться, не было необходимости афишировать. Он прекрасно знал, в какой стране живет. Вот почему я к нему когда-то и пошел. Он прекрасно понимал, что за режим у  нас в стране, и он никогда специально не выставлял на показ свои отношения с владыкой Антонием. Да, это удивительно, конечно. Но вот так же, собственно говоря, уцелели наши общины с о.Александром Менем. Господь хранит людей, которые ищут истину. Я думаю, что здесь были люди, которые собирались, и их Господь сохранил. Общие фразы, они как бы уже привычны для всех, но тем не менее очень важно, чтобы люди не стремились афишировать, не стремились собираться как противостояние режиму. Этого не было. Люди искали истину и больше ничего. Они искали жизнь, и они ее нашли. Владыка Антоний был мудрый человек, и о.Николай тоже. И я думаю, что совместные усилия Бога и мудрых людей и помогли уцелеть в те годы. А те люди, которые приходили слушать, они находились в послушании. Я не знаю никого, кто бы пострадал от советской власти, из тех людей, которые собирались у него в квартире.

Еще я хочу сказать о характере того, что предлагал о.Николай для поддержки, для укрепления после исповеди: он подчеркивал то, что каждый день необходима благодарность, благодарность вечером за весь день. Еще он всегда подчеркивал, что нет такого греха, который не покроет милость Божия. Мы, конечно, все это знаем, но больше никаких упреков, никаких наставлений утомительных и надоедливых, а только сердечное, теплое напоминание о том, что милость Божия покроет грех. Вот это было характерно для него.  И он никогда не забывал подчеркнуть, что нельзя забывать слово Божие, как бы жизнь не была загружена суетой и заботами. И еще у о.Николая, как у творческого человека,  было творческое отношение и к духовной жизни, он предлагал человеку доверять самому себе, искать обязательно отношение ко Христу в свободе. Вот что дорого для меня – подчеркивание свободы, достоинства личности, раскрытие человеком души навстречу живому Христу в свободе и благодарности, и доверие на милосердие Божие, это сформировало заново, почему заново? Потому что после каждой исповеди как бы идет формирование нового уровня души человека. Это было присуще о.Николаю. Я очень благодарен Богу и о.Николаю Ведерникову, что с 1995 года мы были с ним вот в таких братских отношениях. В том числе и такая взаимная исповедь, я ему одевал епитрахиль, потом помогал ему положить епитрахиль мне на голову, когда он читал молитвы. И то же самое в его сторону я совершал. Наше исповедальное общение было самое глубокое и доверительное, когда он открывал душу, и я тоже пытался. Вот это для меня дорогого стоит. Так что, дорогие друзья, не пренебрегайте доверием к себе, доверием к себе как к чаду Божьему, идите к Богу, ко Христу, отметая все преграды ради того, чтобы быть со Христом. Ради единства со Христом можно отказаться от всего - от обид, от претензий, от нелюбви к себе, нужно отложить все возможные самости, недоверие друг к другу. Что еще радовало в о.Николае, что благодаря его твердому, устойчивому отношению к Церкви, любви к Церкви, верности ей, одновременно в сочетании со свободой, творчеством и поэтому получилась такая живая проповедь, вся его жизнь как проповедь. Потому что если бы он замкнулся только на самоуверенности, что спасемся только мы, православные, то он не был бы столь угоден Богу, и его проповедь не была бы наполнена столь духом Христовым. Поэтому наблюдая его много лет, помня, что он общался с таким столпом православия, как о. Иоанн Крестьянкин, над этим тоже стоит задуматься. Для него чрезвычайно близки были два человека – митрополит Антоний Сурожский и о.Иоанн Крестьянкин. о.Николай впитал в себя свободу и мудрость, и любовь ко Христу, и верность Церкви. И не было никакого противоречия между его любовью к о.Иоанну Крестьянкину – столпу православия, и владыке Антонию – тоже столпу православия, хотя, естественно, между ними есть отличия. В каждом человеке должно быть отличие и в этом-то отличии и открывается сам Христос. Когда мы все живем по ранжиру, когда мы пытаемся верить по предписанному стандарту, то Господь не может, Он хочет сказать каждому, но мы не даем Ему, потому что мы отказываемся от своей свободной личности, от своего «я» божественного, и принимаем ту позицию, которая звучит, потому что положено, потому что написано. И, как мне кажется, Господь претыкается, Ему нужна свободная личность, а мы боимся быть ею. Вот кто такой еще о.Николай. Я думаю, что такое сокровище нужно видеть, ценить. Мои слова может многих смутят, но я уверен, что Господь обращается к личности каждого, когда эта личность открывается к Нему, а не к тому, что предписано, научено, наставлено указами или авторитетами, созданными людьми, а не Богом. Дух Святой может проникнуть и пропитать только ту душу, которая ищет свободу и самого Христа! Да, закончилась земная жизнь о.Николая. Мы, священники другого поколения, которых сейчас много, мне кажется, мы должны впитать в себя здоровый консерватизм, здоровую традицию, мы должны базировать свою проповедь на живом, свободном слове, на свободе и фундаменте, который заложили настоящие духовные люди. А это всегда свобода и творчество, а это всегда живые отношения со Христом.

о.Николай не просто уходит в вечность, мы должны перенять, воспринять, научиться, услышать ту интонацию, с которой говорили эти люди. Для этого мы должны совершить то усилие, о котором говорят святые – усилие отречься от себя, от своего греховного «я», запутавшегося. Мы должны выйти на просторы доверия к самим себе, и тогда мы будем слышать голос Божий в любом человеке, а не только в таких праведниках, как о.Николай. Мы должны продолжать созидать Церковь, которую нам доверил Господь. Не просто слушать, не просто сетовать – карантин, маски, перчатки, ну какое это имеет отношение к Духу? Если мы претыкаемся на маски и перчатки, значит, мы главное что-то не поняли, упускаем главное. Причем здесь перчатки и маски? Нужно одеть – пожалуйста, хоть две, от этого вера моя не станет ни больше, ни меньше. А если камнем преткновения будет не Христос, а маска, то грош мне цена. Какое имеет отношение маски и перчатки к моему внутреннему миру? Я же не внутренний мир, ни Дух запихиваю в перчатки, а всего лишь руку. Это мне напоминает слезную проповедь о.Иоанна Крестьянкина по поводу ИНН, может кто помнит? Он чуть ли не плакал, когда огромное количество людей с ума сходили от того, что ИНН появились. Смотрите, сейчас мы все в этих ИНН-нах и не только в них, но мы должны сохранить то, что не подвластно кодированию, как бы нас куда не запихивали, но в информацию про всех нас дух не запихнут, не придумают, не закодируют, вот что нужно хранить, друзья. А для того, чтобы это хранить, его надо обрести, полюбить. И вот такие люди, как о. Николай Ведерников, напоминают о самом главном – о том, чтобы мы не забыли открыть в себе дух Божий.

Н.Бульчук: - Спасибо Вам, дорогой о.Владимир!

Post new comment

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
13 + 6 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.