Апостол Павел нам заповедовал всегда радоваться, молиться непрестанно и за все благодарить. А сейчас храмы закрыты,  благодарить Бога мы должны все равно, но радоваться не получается…

Сергей Комаров - публицист и катехизатор. Тема передачи - «Книга Деяний».

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2020/05/05/21-00

С.Комаров: - Добрый день, братья и сестры! Вы слушаете радио «Радонеж», мы в прямом эфире. У микрофона публицист Сергей Комаров. Сегодня мы будем с вами говорить о книге Деяний. Она сейчас читается сейчас в Церкви от Пасхи до Пятидесятницы.

Для начала разберемся: почему не какая-то другая книга? Во-первых, эта книга отражает то восторженное состояние, в котором пребывали христиане после Воскресения Христова. Они жили памятью о Воскресении. Дух церковной жизни был очень радостным. В период пасхального попразднства мы тоже находимся в подобном состоянии. Мы подобно апостолам, которые только что узнали, что Христос воскрес, говорили друг другу: «Христос воскрес, Христос воскрес, ты знаешь, наш любимый Господь воскрес?!» Так и мы друг друга приветствуем этим пасхальным возгласом и как бы настроены на ту же волну, отчасти в том же состоянии, что и апостолы того времени. Потом - от Пасхи мы начинаем отсчет богослужебного круга годового. В Деяниях речь идет о начале Церкви. Читая о том, как Церковь росла и развивалась, мы приобщаемся к духу жизни древней Церкви, ощущаем себя продолжателями апостольской миссии. Вспомните, что Евангелие заканчивается Вознесением, а книга Деяний начинается Вознесением - история продолжается. Закончилась Евангельская история, началась история Церкви. Книга Деяний - одна из двух книг Нового Завета, которая не имеет слова «Аминь» в конце. Можно это воспринять, как символический момент, потому что она как бы не окончена. Почему? Потому что книга Деяний - начало истории Церкви. Поскольку Церковь продолжает свое существование и участники истории Церкви - мы с вами, так и книга Деяний не имеет слова «Аминь» потому, что «аминь» мировой истории и «аминь» земной истории Церкви скажет Сам Христос. А пока еще история Церкви продолжается. Книга Деяний, по сути, тоже. Златоуст, рассуждая о том, почему книга Деяний читается после Пасхи, говорит так: эта книга дает нам увидеть, как исполнялись пророчества Господа Иисуса Христа. Здесь можно видеть исполнение на деле тех пророчеств, которые Христос возвещает в Евангелии истину, сияющую в самих событиях и большую в учениках перемену к лучшему, произведенную в них духом святым.

 Христос говорил ученикам: «всяк верующий в Меня дела, которые творю Я, и он сотворит и больше сих сотворит». И предсказывал им, что «поведут вас к правителям и царям, и что станут бить в судилищах и синагогах их». Потом Христос говорил, что проповедано будет Евангелие и Царство его во всем мире. Книга Деяний как раз показывает нам, что именно так и произошло.

 Книга Деяний заканчивается приходом апостола Павла в Рим - столицу Римской Империи, по сути, в столицу тогдашнего цивилизованного мира. Это означает, что Евангелие распространилось по всему миру. Если Евангелие звучит в мире - это значит, что звучит оно везде. Так было на то время. В книге Деяний мы видим исполнение всех слов Христовых: «Верующий в Меня дела, которые Я творю, и он сотворит, и больше сих сотворит». Мы видим, что апостолы творили едва ли не большие чудеса. Например, тень апостола Петра исцеляла. В Евангельской истории мы такого не видим.

 По определению того же Златоуста книга Деяний - это книга о Святом Духе. Действительно, в этой книге, как ни в какой другой, написано много о действии Святого Духа в Церкви. Словосочетание «Святой Дух» упоминается в книге Деяний 56 раз. Немало. Церковь, о которой рассказывается в книге Деяний - это не просто общество людей, это Богочеловеческий организм, который дышит Духом Святым. Сама книга Деяний начинается с напряженного ожидания учениками Духа Святого. И Святым Духом Церковь рождается, Им созидается. Церковь - община учеников Христовых в Духе Святом, Который объединяет и ведет Церковь - это сила, которой Церковь стоит и созидается. Мы читаем книгу Деяний и плавно движемся к празднику Пятидесятницы. По сути, к празднику схождения Духа Святого на апостолов. Книга Деяний готовит нас к этому празднику.

 Мы сейчас на пути от Пасхи к Пятидесятницы, но больше говорим про Пасху, потому что только-только Пасха свершилась, и большая часть песнопений в Церкви - о Пасхе. Но будет праздник преполовения Пятидесятницы, это такой водораздел, который разделяет путь от Пасхи к Пятидесятнице на две равные половины. И вот, начиная с преполовения, мы будем уже больше говорить о Духе Святом. Церковь как бы постепенно переставляет акценты. Для этого читается книга Деяний, потому что в ней написано о том, как Дух Святой сошел на апостолов. Там говорится о Духе Святом больше, чем во всех остальных книгах Нового Завета. Кстати, в книге Деяний Дух Святой являет себя не просто как некая сила, например, в Ветхом Завете, а как личность. Например: «Дух давал им провещевать», «свидетели ему в сем мы и Дух Святый», «Дух сказал Филиппу: подойди, и пристань к сей колеснице». Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: «вот три человека ищут тебя, Дух сказал мне, чтобы я шел с ними» - рассказывает апостол Павел другим людям, «Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла», дойдя до Мессии, намеревались идти в Вифинию, но Дух не пустил их. Дух Святый по всем городам свидетельствует, что «узы и скорби ждут меня» - слова апостола Павла в проповеди к Эфесским пресвитерам. Эти цитаты показывают нам, что Дух Святой говорит, приказывает, направляет, он живой - это личность, это третья ипостась Пресвятой Троицы. Именно книга Деяний дает нам ощущение Духа Святого как Бога Живого и Личности. В книге Деяний подчеркивается божественность Духа Святого. Там есть важные места: например, история с Ананией и Сапфирой. Петр сначала говорит: Анания, для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому, а потом говорит: ты солгал не человекам, а Богу. Получается, Дух Святой - это Бог. Если дальше говорить о книге Деяний – это единственная историческая книга в Новом Завете. Вы, надеюсь, знаете, что в Новом Завете есть книги законоположительные, исторические, учительные и пророческие. Историческая одна - книга Деяний. Книга важная: Златоуст говорил об этой книге, что она может принести нам пользу не меньше, чем Евангелие. Название книги этой не было дано святым Лукой, который ее написал. Как правило, Библейские книги получали свои названия после, в церковном предании. То же и касается книги Деяний. Впервые название это встречается в латинском переводе в сочинении священномученика Иринея Лионского «Против ересей». Там эта книга называется книгой Деяний. Это конец II - начало III века.

 Интересен вопрос авторства книги Деяний. Известно, что написал ее апостол Лука, а кем был апостол Лука - до конца непонятно. Есть мнение, что он был изначально язычником, родился в Антиохии, потом принял иудейство, то есть был прозелитом. Так считают Евсевий Неокесарийский, историк IV века, а также Феофилакт Болгарский, Иероним блаженный. Потом под влиянием проповеди апостолов Лука становится верным спутником и помощником апостола Павла. То есть он пришел в Церковь уже после того как пострадал Христос, когда проповедовал апостол Павел. Хотя всем, наверное, знакомы молитвы о путешествующих, где говорится, что Лука был одним из Еммауских путников. Евангелие от Луки 24 глава - знаменитый эпизод, где Христос разговаривает с двумя Еммаускими путниками. Имя одного нам известно - Клеопа, а второго - непонятно. В церковном предании мы можем найти сведения о том, что это был Лука. Здесь возникает вопрос: как мог в числе первых учеников Христовых в Иерусалиме быть человек с языческим, латинским именем Лука? Непонятно. Епископ Кассиан Безобразов считает, что Лука не мог быть Еммауским путником, потому что человек с таким именем пока не мог быть учеником Христовым. Потом уже эллинисты и язычники начнут входить в Церковь, но тогда это были только евреи. Есть еще третье мнение, что Лука был одним из 70 апостолов и ушел от Господа после беседы о хлебе жизни - Евангелие от Иоанна, 6 глава, где Христос говорит: «кто не будет есть Тело Мое и пить Кровь Мою, не будет иметь в себе жизни». Эта беседа соблазнила многих, в том числе некоторые считают, что и Луку, и он ушел. А Еммауские путники тогда -это Нафанаил и Клеопа. Считается, что Лука вернулся после того, как услышал проповедь апостола Павла. Но до конца мы не знаем. Это предположение.

Тел.звонок: - Как Вы относитесь к фильму «Жанна Д`Арк» и к самой Жанне Д`Арк?

С.Комаров: - Я не смотрел этот фильм, только «Страсти Жанны» 1928 года Карла Теодора Дрейера. Это поразительный фильм. После него про Жанну Д`Арк уже ничего не хочется смотреть. Это черно-белое немое кино. Фильм был утерян, потом восстановлен. Считаю, что это один из самых великих фильмов ХХ века. Дрейер там показал именно те духовные процессы, которые происходили с Жанной Д`Арк и настолько показал всю ее потрясающую историю именно с религиозной позиции. Эйзенштейн, по-моему, говорил, что это лучший фильм ХХ века. Что касается самой Жанны Д`Арк - надо изучать историю, я подробно не изучал, что это было - прелесть ли, подлинные видения? Не имею устойчивой позиции на этот счет, хотя пытался когда-то разобраться для себя с этим вопросом.

Итак, возвращаемся к книге Деяний. Историческая книга. Есть в историографии два метода. Один из них пытается проследить ход событий день за днем неделю за неделей, а другой открывает ряд окон на какие-то важные моменты и показывает великие личности того или иного времени. Если брать эпохальную личность какого-то периода - можно описать всю эпоху. Так и делали знаменитые писатели в своих огромных романах. Можно, рассказывая об одном человеке, рассказать об эпохе. Так и делает евангелист Лука, автор книги Деяний. Он рассказывает, по сути, о двух персонах, большей частью - о Петре и Павле. Первая часть книги посвящена апостолу Петру, приблизительно до 12 главы, а потом идет рассказ про апостола Павла. Таким образом Лука охватывает целую эпоху жизни Церкви I века, говоря о личностях двух апостолов. Лука именно писатель. Он красиво пишет, соблюдает все законы писательского мастерства, исторического труда, его текст - это именно литературный текст. Его словарный запас самый богатый. Лука имеет уникальную особенность: сохраняет библейский язык, интонации, еще порой ветхозаветные, соединенные с греческой риторикой. Это красивый язык.

 Если даже в русском переводе почитать и сравнить его текст с текстом других евангелистов, то увидим, что его текст отточен, сделан на высочайшем качественном уровне. Это действительно литературное мастерство. Лука - настоящий писатель. У Луки, как и в его Евангелии, так и в книге Деяний, заметен интерес ко вселенскому масштабу христианского благовестия.

 Универсализм евангелиста Луки выражается практически во всех деталях. Он все время ставит акцент на том, что Евангелие направлено ко всем людям и что спасутся все язычники, которые войдут в Церковь. Луку не интересуют прежде всего иудеи, а потом все остальные, наоборот. «Ныне отпущаеши» Симеона, помните Евангелие от Луки? Старец Симеон говорит: «Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, Свет во откровение языков и слава людей Твоих Израиля». То есть, сначала Лука ставит язычников, говорит, что Евангелие - это «свет во откровение языков». Язычникам потом говорит – «и славу людей Твоих Израиля». То есть, Лука - не Матфей, его в первую очередь интересуют люди не еврейского происхождения, а вчерашние язычники. К ним обращено слово Луки. Эти акценты присутствуют и в книге Деяний. Например, как отличается в этом смысле язык Луки? Он часто использует наиболее понятный титул Иисуса - Господь. Это вообще титул императора. Киреос - Господь. Лука чаще всего говорит по отношению ко Христу - Киреос, Господь. Это именно для язычников такая весть. Духовный Царь - Христос. И для язычников было более понятно «киреос» - Господь, чем, например, «равви» - учитель. Много у Луки такого.

 Когда остальные Евангелисты говорят о Преображении, они используют слово «метаморфо», а Лука избегает этого слова, потому что «метаморфо» - преобразился, может указывать на преображение Богов из одного вида в другой. А мы знаем, что в греческой мифологии это есть. Зевс мог преображаться в лебедя, и так далее. Лука пишет: «вид лица его изменился», но не «преобразился перед ними». И родословие в Евангелии Лука ведет не от Авраама, но от Адама. У него более широкий мировой кругозор, чем у остальных евангелистов. В этом отношении Лука очень интересен.

Если говорить о самом тексте книги Деяний - тут столько изюминок важного для нас, верующих, что я даже не знаю, с чего начать и о чем поговорить. Мне очень нравится в книге Деяний, что тут много живых проповедей. Ни в какой другой книге Нового Завета вы не найдете столько примеров живых проповедей апостолов. Одно дело - когда апостол сидит и пишет послание кому-то, диктует или пишет, а другое -когда он выходит перед аудиторией и говорит. Причем в зависимости от аудитории речь апостола разная. Книга деяний дает нам образцы проповедей Петра, Павла, немного Филиппа и других. Если выбирать из проповедей Петра и Павла, то больше всего мне нравится знаменитая проповедь апостола Павла в Ареопаге, Деяния 17 глава, стих 22.

 Предысторию перескажу. Апостол Павел впервые в жизни оказывается в Афинах, это религиозный и духовно-культурный, образовательный центр в то время. Огромный город. Апостол Павел возмущается при виде множества идолов. Можно представить, каково было ему, вчерашнему фарисею, иудею, видеть огромное скопище идолов в этом городе! Однако он проповедует. Причем на площадях. Рассуждал в синагоге с иудеями и чтущими Бога и ежедневно на площади со встречающимися.

 Апостол Павел занимался уличной миссией. Ее придумали не протестанты, а апостол Павел, хотя можно сказать, что Сам Христос разговаривал с разными людьми прямо на улице. И вот он шел проповедовать на улице, его заметили и привели в ареопаг, это такой холм в Афинах, где собирались всякие публичные собрания. Афиняне заметили нового философа, им было интересно, в книге Деяний сказано: афиняне и все живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое. Вот так они берут его, ставят в ареопаге и просят проповедовать. Представьте - уникальная ситуация: избранные люди города, элита, множество людей слушают его. Есть возможность сказать о Господе. Уникальный случай. Что же говорить?

И апостол Павел произносит гениальную проповедь. Разберем ее. Почему она - для нас всех, независимо от того, проповедники мы или нет. Здесь модель разговора о христианстве вообще с людьми - с нашими родными и близкими, с нашими детьми даже, с незнакомыми. В этой проповеди все. Это камертон миссионерской речи. Итак, читаем 17 главу с 22 стиха: «И, став Павел среди Ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам». Начало потрясающее: апостол Павел, который только-только возмущался огромным количеством идолов в Афинах говорит: «Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны» - он их хвалит. Апостол Павел нашел общую платформу, на которой можно говорить о Господе с этими язычниками. Он нашел нечто общее, то, что объединяет, а не разделяет. Это важно.

 Прежде, чем начать разговор о Христе с кем-то, надо найти то, что нас объединяет, то есть подружиться, вызвать авторитет, сделать так, чтобы уважали тебя, твой авторитет и чтобы с тобой было интересно. Иногда нас не слушают не потому, что Господь, о Котором мы говорим, «плохой», но потому что мы неинтересны. Помню случай: отец Андрей Ткачев еще в Киеве взял меня на одну беседу, которую он проводил в школе.Это был еще 2012 год. Представьте: украинская, киевская школа, отец Андрей говорил на украинском языке. И вот он выступает часа два, но о Боге не говорит ничего. Я не понимал, зачем он туда пришел? А он говорил умно, на взаимно интересные темы, говорил о воспитании детей, о взглядах на образование древних и современных, об общих наших проблемах. Он сам отец четверых детей говорил что-то о Дидро, о Паскале. Была очень интересная беседа. И вот, после того, как он их расположил к себе -они увидели, что батюшка-то грамотный, у него энциклопедические знания, с ним интересно. Оказывается, он не нудит, не учит, не морализаторствует, а просто он интереснейший собеседник. И когда у них стали отвисать челюсти от такого просвещенного батюшки, тогда в самом конце беседы, буквально 5 минут, он им рассказал о Христе.

 И это было то, что нужно: в нужной пропорции, в нужное время, потому что если бы он начал с самого начала, то оно бы не пошло. Но он их расположил, нашел общие темы для разговора, заинтересовал, вовлек в беседу, а в конце очень корректно и тонко рассказал об Иисусе Христе. И они приняли. Я видел, что они приняли. Чувствуется, когда аудитория принимает, хотя там были разные люди с очень разными взглядами, около 40 человек преподавательского состава, образованные.

 Помню, сам еще когда у меня только появилось желание проповедовать, подошел к отцу Андрею, сказал о своем желании поговорить о вере с некоторыми людьми на работе. Он спросил: сколько лет я работаю в коллективе? Я ответил, что десять лет. Потому последовал вопрос: уважают ли меня и на каком я счету у людей? Я ответил, что скорее на хорошем. Тогда батюшка сказал, что говорить можно. И я так понял его логику: если ты не имеешь авторитета, если ты работу плохо исполняешь, если специалист ты плохой, тебя просто не будут слушать. Не потому что ты говоришь не о правильной религии, а потому что ты неинтересный или тебя не уважают. Еще вспоминается случай, описанный в книге о преподобном Силуане Афонском. К нему пришел некий миссионер, который проповедовал, кажется, в Индии, и рассказал, что дела плохо - миссия практически не движется.

«Почему? Как ты проповедуешь?» - «Я прихожу на их собрания и жду, пока закончится, потом встаю и говорю: слушайте, да вы же язычники, истинного Бога не знаете, бесам поклоняетесь!». И меня всегда бьют и выгоняют. Я терплю, говорит он, за веру, за Христа.

 А старец ему сказал, что он делает все неправильно. Сказал: «Надо сначала изучить их традиции, внимательно послушать, о чем они говорят, найти хорошее, потому что в любом случае что-то там хорошее быть должно, нравственный посыл какой-то. И отталкиваясь от этого нравственного посыла - похвалить этих людей, сказать, что они ищут Бога, молятся, это хорошо. А потом сказать: «А вот если бы Христа узнать, вот вы были бы блаженны!». И тут рассказать им про Христа. В любой аудитории, в разговоре с любым человеком надо искать то, что объединяет, то, что позволит собеседнику почувствовать, что была добрая атмосфера, чтобы было интересно.

Как видим апостол Павел хвалит язычников. Насколько ему это было тяжело? Насколько он себя ломал, я могу себе представить, потому что он вчерашний фарисей и иудей, он чувствовал дискомфорт. Ему мерзко было среди этих идолов не только как христианину, но и как вчерашнему фарисею - вдвойне. Тем не менее, он становится на горло своей песне и ради Господа смиряется и хвалит их за особенную набожность, хотя, казалось бы... Заметьте, что миссионер всегда рискует, он всегда выходит из зоны комфорта - это храмовая проповедь, вот батюшка вышел –и мы его уже любим, потому что это же батюшка! Мы будем его слушать, он нам будет говорить традиционные церковные вещи, то что в Церкви уже 2000 лет говорят.

 Мы живем в удобной модели. Ему удобно и нам. Он говорит правильные вещи, мы слушаем. Совсем другое дело, когда миссионер выходит из зоны комфорта и обращается к аудитории неверующей, далекой от храма и Церкви. Тогда он должен употреблять и формулировки другие, говорить на каком-то другом языке, другие образы придумывать. И это будет проповедь, которая для нормального церковного человека покажется дикой.

Миссионеры- они рискуют, их ругают всю жизнь, упрекают в модернизме, и так далее, а это неминуемо. В любом случае миссионер будет поругаем, потому что он ходит по лезвию бритвы - шаг в сторону - и расстрел. Можно увлечься и зайти слишком далеко, перегнуть палку в поиске нового языка и образов. Миссионерам надо прощать многое. Они совершают рискованный подвиг, как правило, обращают копья других членов Церкви, своих же братьев обращает копья на себя.

Потому что других может не устроить то, что сказал этот человек. А для какого-то представителя субкультуры это может быть нормально, и он может этого человека вытащить. На него покажут пальцем сто человек и скажут: модернист, а он одного вытащит - и слава Богу. Так что берегите миссионеров.

 Многое им можно прощать. Если их проповеди разбирать, то можно к каждому слову придраться и осудить человека во всех ересях. Но мы рассуждаем с точки зрения верующих людей, а надо понимать, что эта проповедь адресована другим, совсем другой аудитории и они ее воспринимают по-своему. Если миссионер перегибает палку, ему можно и нужно на это указывать. Всяк человек ложь и я - тож, как говорится. Ошибки неизбежны.

 Главное, чтобы человека аккуратно поправляли, и он шел дальше. Итак, Павел начал похвалой язычников, что они особенно набожны, причем, о ужас! Он употребил по отношению к идолам слово «святыни». Конечно, это надо понимать в контексте, это же не в христианском смысле, а вообще для них это были святыни. Так приходится лавировать.

Тел.звонок: - Как известно, апостолу Павлу было дано жало в плоть от сатаны. Он до трех раз просил, чтобы Господь его исцелил, но Господь его исцелять не стал. Как это понимать? Ведь он просил не для того, чтобы наслаждаться жизнью, а выполнить миссию, возложенную на него Спасителем. И второй вопрос: апостол Павел нам заповедовал всегда радоваться, молиться непрестанно и за все благодарить. А сейчас храмы закрыты, например, и благодарить Бога мы должны все равно, но радоваться не получается?

С.Комаров: - «Дано мне жало в плоть, ангел сатанин удручает меня, чтобы я не превозносился, трижды просил я Господа удалить его от меня, но Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, сила Моя в немощи совершается». Что такое «жало в плоть»? Есть разные толкования. Древние святые отцы (Феофилакт, Златоуст) пишут, что это гонения за христианство. Постоянные гонения от иудеев, язычников, лжебратий, как пишет сам апостол. Другие толкователи предполагают, что это бес, ангел сатанин, который действительно бил апостола Павла. Если с греческого переводить буквально, то там написано «удручать меня, чтобы я не превозносился». Слово «удручать» означает бить кулаками в лицо. Такие истории известны в Церковном предании, когда бесы по попущению Божию могли избивать подвижников. Может быть, и это было с апостолом Павлом. Некоторые считают, что жало в плоть -это сильные головные боли. Некоторые новейшие толкователи предполагают, что это неврастения. Некоторые говорят о слепоте глаз. А некоторые о блудных разжжениях. Точно не знает никто. Болезнь или искушение. И что такое ангел сатанин? Ангел может переводиться как посланник, а не обязательно злой ангел. Это тайна, которую Павел до конца не открыл. Для чего ему это было дано? У каждого из нас есть такое жало в плоть - чтобы человек не превозносился. Своими талантами, способностями, физической внешней красотой, силой. У каждого есть то, чем можно превозноситься, гордиться, и то, что есть жало в плоть. Которое нам напоминает, что мы немощные и грешные, и сегодня пал кто-то, а завтра могу пасть я. И я знаю, из-за чего я могу пасть. Для того оно и дается жало в плоть. Искушение, недуг, слабость, ахиллесова пята. И чем более великий человек, как апостол Павел - тем эта вещь более серьезная.

У меня много знакомых талантливых, даже, может быть, и гениальных, и у всех есть что-то такое. У кого-то страстишка типа пьянства, у другого уныние и постоянная депрессия, у кого-то разлад в личной жизни, у кого-то бедность, здоровье. А если бы мы были здоровы, счастливы, безмятежны, и все бы у нас всегда получалось - мы были бы гордые как демоны. В конце там говорится, что «сила Моя в немощи совершается». Оказывается, когда я немощен - тогда я силен, так говорит апостол Павел. Это таинство духовной жизни.

 Бывает, что мы окрылены, нам кажется, что у нас все получается, мы горы сворачиваем, а потом, откатываясь назад по времени, размышляя о том, что это было, понимаем, что это была прелесть и диавольское наваждение. Это все было не то, ты шел не в том направлении. А когда ты, допустим, болел месяц не вставал и ничего не делал, был бесполезен для общества и не знал, чем заняться, и тебе было плохо, и уныние тебя точило, может, в это время ты стал добрее и лучше, и многое понял. Вот так бывает. Так что жало в плоть дается, чтобы мы не превозносились. Представляете, что даже апостол Павел мог превозноситься. Такой вроде бы человек, который все понимает! Но гордость - это такая вещь, которая как раз преследует тех, которые якобы все понимают. Гордость привязывается к хорошим вещам и делам, к большим талантам, к трудоспособности, к творчеству. Поэтому Господь дает такое. Знаете, в Патериках написано: если брат новоначальный стремительно возносится в Небо (в духовном смысле), то сдерни его вниз за ноги. Так и Господь с нами поступает. А вот фразу «сила Моя в немощи совершается» стоит запомнить. Это говорит Господь. Когда человек дошел до предела и понимает, что он ничего не может, и что он на самом деле ничего и не мог - вот тогда Господь ему и помогает.

Помните историю про Моисея? Он хотел устроить майдан в Египте. Не получилось, не было воли Божией, а он даже убийство совершил. Не получил Моисей поддержки от собственного народа. Потом проходит 40 лет, он, уже смирившийся старец, пасет овец в пустыне, совершенно никому не известный старик. Вдруг ему Господь из Неопалимой Купины говорит: Иди и выведи Мой народ из Египта, что в переводе означает «пойди и сделай-таки майдан», революцию. Но Моисея это уже не интересует. Это потрясающе. Он же, помните, несколько раз отказывается. Он боится и не хочет, он понимает, что он жалкий больной старик. Помните, что он говорит: я гугнивый или заика. Господь говорит, что ничего, Я дам тебе уста, это будет твой брат Аарон. Но Моисей все равно в итоге сказал: не пойду. И воспылал гнев Божий на Моисея, Господь его практически заставил. Когда человек сознает, что он не может, то тогда Господь приходит и говорит: сможешь, но не своею силою, а Божией. Так что нужно человеку перегореть, переработать, устать до изнеможения. И тогда, когда он подумает, что больше не может - Господь приходит и говорит: сейчас ты сможешь все, потому что Я с тобой.

Теперь насчет того, как радоваться, когда храмы закрыты? Да, Вы здраво рассуждаете, конечно, я не собираюсь Вам предложить белозубую протестантскую радость: радуйтесь, радуйтесь! Да, у нас самое отобрали самое родное и любимое, то, чем мы питались, наш дом - Церковь Божия. Я с возмущением читаю публикации, где говорят, что это потребительское отношение. Может для кого-то и потребительское, но для церковных людей храм Божий - это дом, это пристанище суеты мира сего, единственное место, куда мы можем прийти и про все забыть, поговорить с Богом. Храм уникален по своему действию. Сейчас закрылись храмы. Да, сейчас радоваться не получится. Писали блоггеры, что Пасха будет радостная. А с чего? Сейчас пока не получится радоваться. У меня тоже не получается.

 Сейчас время испытаний, время, когда мы в этой воронке; и непонятно, где мы: в начале, середине или конце? Сейчас, если хотите знать мое мнение, радоваться не получится, а надо, как писал Иеремия, сидеть тихо. Помните такой эпизод: Иеремия остается в разрушенном Иерусалиме. Те немногие, кто там остался после нашествия Навуходоносора, пытаются сделать микромайдан - сумасшедшие пытаются обратиться к Египту, он помог бы с военной силой, отвоевать у халдеев все награбленное. И Иеремия им говорит, что нет воли Божией на это и говорит потрясающие слова, сегодня очень актуальные: ваше дело - сидеть тихо. Есть время воевать, бросаться на амбразуру, бравировать, защищать святыни, а сейчас время сидеть тихо. Господь попустил. Эта вся ситуация Богом попущена, вирус от Бога. Не в смысле Бог придумал вирус, а Бог попустил. Для чего-то. Что-то важное мы должны понять. Надо сто передач сделать, чтобы понять. Все равно, что бы мы ни говорили - это будут предположения. Пока мы в этой воронке - мы ничего не сможем понять. Мы не все выйдем из этой воронки. Уже не все вышли. Даст Бог, выйдем, посмотрим на это как на дело прошлое, подумаем, почитаем, помолимся, и тогда будем делать выводы. Сейчас ничего непонятно, кроме одного глобального - вирус попущен Богом, и он действует на всех: плохих, хороших, благочестивых и неблагочестивых, проникает в алтари и храмы, заражаются алтарями поголовно, целыми клиросами. Господь отнял покрывающую благодать даже от священнослужителей, даже от монахов, даже от глубоко верующих людей, даже от регентов. Ни одна социальная группа, включая верующих, не осталась без беды. Надо проявить смирение, сидеть тихо, молиться и ожидать, когда Господь отведет Свой праведный гнев, на ны движимый.

 Церковь говорит всегда в таких случаях, что Господь желает нашего покаяния, это мы скажем в любой момент и не ошибемся. Только вот покаяние что значит - это должен каждый для себя решить, потому что от одного зависит всё. Один за всех и все за одного. Один человек очень важен. Общество состоит из каждого взятого по-отдельности человека. Ситуация сильно касается Церкви. Массовость заболевания священнослужителей и церковных людей говорит о том, что это оружие Божие направлено большей частью, может быть, на Церковь. Церковь - это стержень жизни общества. Каково религиозное состояние людей - такова и жизнь общества. Написано в одном древнем памятнике христианской литературы: что душа в теле - то христиане в мире. От нашего состояния зависит все.

 Поэтому Господь острие этого наказания направляет на Церковь. Я удивляюсь, сколько людей заболели! В конце передачи мы будем перечислять имена сотрудников «Радонежа», тут уже половина полегла. Радоваться сейчас не получится, надо потерпеть и помолиться, затаиться, в окоп залезть, шинелью закрыться и ожидать, когда Господь переменит гнев на милость и отвратит Свой гнев, на ны движимый. И нужно перестать искать врагов. Господь хочет к нам достучаться, чтобы мы каялись в грехах, ожидает от нас покаяния и перемены жизни, а мы ищем врагов, у кого государство в кармане, и так далее.

 Это путь неправильный, нехристианский. Враги у Церкви были, есть и будут. Враги, кстати, победят в конце концов в земной истории. Нам об этом говорит книга Апокалипсис. Но потом Господь придет и победит всех. Планы врагов понятны, но мы не врагами должны заниматься, а Христа любить и ждать Его пришествия и поступать по Его заповедям, улавливать Его весточки. Христос говорил, что погоду умеете определять по состоянию неба, а знамений времен различать не умеете. Надо различать знамение времен, как Брянчанинов писал: пойми время. Надо понять, что Господь попустил такое наказание и есть за что. Это еще Господь милостив. Каждому из мирян, духовенства, монашества надо понять, что в его жизни было изменить, но не искать врагов. Враги мы сами себе. Так что радоваться будем потом. Мы, конечно, радуемся Христу всегда, но радоваться победе пока рано.

Прощаюсь с вами до новых встреч, храни вас Господь.

Post new comment

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
4 + 4 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.