Можно ли читать акафисты Великим постом?

Архимандрит Амвросий (Юрасов) и иеродиакон Елеазар (Титов) отвечают на вопросы слушателей.

 

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2020/03/09/21-00

Тел.звонок: - У преп. Гавриила Ургебадзе есть такое поучение, что Бог обидится не столько на то, что мы грешим, а больше на то, что мы не каемся, не ходим в церковь. Правда ли это так?

о.Амвросий: - У Бога обиды нет, Бог не обижается никогда, у Него и зла нет, это полнота и океан любви.

о.Елеазар: - Да, действительно, Бог не обижается ни на кого и никогда, Бог не искушается злом и сам никого никогда не искушает, это в Священном Писании написано. Поэтому прогневать Бога мы так называем чисто по человечески. Для лучшего усвоения смысла Священного Писания мы иногда приписываем Богу человеческие качества, мы говорим, что Он разгневался, но Бог никогда не гневается, у Бога нет страстей, а гнев – это страсть.

Тел.звонок: - Сейчас будут принимать поправки к Конституции, как сделать, чтобы наши налоги шли на поддержку православной радиостанции «Радонеж» и телеканала «Спас»? И почему они сейчас не оплачиваются из наших налогов? Как это объяснить и как решить этот вопрос?

о.Елеазар: - Этот вопрос решаетсяпросто. Нужно всей стране, по крайней мере - большинству, стать православными, прийти в политику православным людям, выдвинуть кандидата в президенты на следующих выборах, православные за него проголосуют, выберем его и он будет продвигать наши интересы. В данном случае интерес какой? На каналах появятся православные телепередачи. А пока этого не произошло, спрашивать что-то с наших политиков бессмысленно.

о.Амвросий: - Пока у нас есть только «Союз», «Спас» и «Радонеж».

о.Елеазар: - Только что перед передачей мы разговаривали на эту тему – о слиянии Церкви и государства. И вот что. Взять, допустим, Грецию. Церковь тесно соединена с государством, это у них такая историческая традиция. Хорошо это или плохо? У медали всегда две стороны: конечно, хорошо, когда государство поддерживает, а, с другой стороны, в Церковь можно и вмешаться, если ты ее поддерживаешь, особенно, если ты ее финансируешь. А в Греции Церковь финансируется государством. И вот к чему это привело. Допустим, греческий посол в Египте встретился с патриархом Феодором и стал его заставлять признать раскольников ПЦУ. Патриарх Феодор поддался давлению и признал. То же самое пытались сделать и с Иерусалимским патриархом, но он не поддался. Поэтому нужно ли нам слияние с политиками? Пусть об этом думают наши иерархи, которые для этого Богом и поставлены.

о.Амвросий: - И скажем так: было время, когда церковь была государственная, и многие люди отпали от Бога и от Церкви. Но они должны были хоть раз в год приходить в церковь, формально исповедовались и причащались во осуждение. Вот это страшно.

о.Елеазар: - Поэтому самое лучшее взаимоотношение Церкви и государства – это симфония. Формализм губителен для Церкви. Церковь это же не партия, не госструктура, не министерство, а Церковь – это живой богочеловеческий организм.

Тел.звонок: - Что это за вера такая вуду?

о.Елеазар: - Это язычество. Колдовской культ. Как нам с вами, православным, нужно относиться ко всему этому? Апостол Павел сказал: идол в мире ничто. Вот ко всему такому проявлению, как вуду, должно так и относиться, что это ничто. Если Бог за нас, то кто против нас?

Вопрос: - Кроме православия, есть еще и католическая вера. Католики верят во Христа? – Верят. Они верят в Матерь Божию? – Верят. Они и иконы признают, крест, святую воду. А вот дальше пошли отклонения, которые мы и называем ересью. Но ведь католики – это же миллиард человек! И встает вопрос: что же, они все погибают?

о.Амвросий: - Господь пришел всех спасать, не праведников, а грешников. И апостол Павел говорит, что те люди, которые не знают истинного Бога, будут спасаться по законам совести. Человек, если живет в любой протестантской церкви, у католиков, но свято живет  -  он будет судим по законам совести. Св.Григорию было видение о Страшном суде, и там было такое: вот человек родился слепым, читать он не умеет, а родители неверующие, как быть этому человеку? Спасется он или нет? И там сказано так: за то, что этого слепого человека родители не воспитали в православном духе, они будут наказаны, а он не будет наказан, ему будет особое место. Или аборты. Ребенок не желал, чтобы его убивали, он как мученик, но он некрещеный, он попадет в обители Рая, но Христа не увидит.

о.Елеазар: - Сейчас мне захотелось перекреститься и сказать: слава Тебе, Господи, что мы православные! Это же такая милость Божия, что мы с вами православные христиане.

о.Амвросий: - А насчет язычества… Я как-то встретился с одним человеком, он говорит, что он буддист. Я говорю: «А мы православные». Я спрашиваю: «Вы Бога признаете?». Он говорит: «Нет. У нас бог – это природа. Вот поэтому и говорят, что природа все создала. Когда я прихожу в лес, я кланяюсь духу тайги. Когда я подхожу к костру, я кланяюсь духу огня. Подхожу к воде, ополоснусь и кланяюсь духу воды».

о.Елеазар: - Но это какой-то винегрет уже, не только буддизм.

Я хотел еще сказать вот о чем: в Евангелии есть такой момент, когда апостолы приходят ко Христу и говорят: «Господи, мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, но он не ходит за нами, и мы ему запретили». А господь сказал: «Не запрещайте. Те, кто не против вас, те за вас». Что я этим хочу сказать? Существуют не только православные, а есть так называемые конфессии, которые называют себя православными, но от истины удалились в разной степени, одни ближе к истине, другие дальше от нее. И там миллионы и миллиарды людей находятся. Вот к ним такое же отношение, как и здесь. Христос к ним относится, как к этому человеку из Евангелия. Они Его признают настолько, насколько им это доступно признавать. Ну, нет у них вокруг других церквей, кроме протестантских. Вот так Господь к ним и будет относиться, как к тому человеку, который не ходил за учениками, за Христом, а именем Христовым изгонял бесов, и Христос говорил: «Не надо, не запрещайте. Если он не против вас, то он за вас». Это не значит, что надо сейчас бежать в кирхи, костелы и вместе с ними там молиться. Чистоту православия нельзя ни с чем смешивать, но для них, если они в этом родились, жили и в этом умирают, для них и это будет основанием для спасения. 

Тел.звонок: - Почему в канонах отсутствует вторая песнь?

о.Амвросий: - Вторая песнь опускается в каноне, но потом она на богослужении читается.

о.Елеазар: - А в каноне Андрея Критского эта песнь не опускается, там есть вторая песнь.

Тел.звонок: - Как вы относитесь к книге о.Георгия Флоровского «О границах Церкви»?

о.Елеазар: - о.Георгий Флоровский был выдающимся человеком, православным философом, богословом, у него есть труды, не всегда бесспорные, но в то же время, это человек, который оставил глубокий след, особенно в русской религиозной философии. Я думаю, что нет смысла сейчас разбирать эту книгу по главам.

о.Амвросий: - Для нас авторитет – это Священное Писание.

о.Елеазар: - Давайте лучше мы вам расскажем, где же действительно пролегает граница Церкви. Не по Георгию Флоровскому, а по святоотеческим книгам.

о.Амвросий: - Вот в чем ереси? Господь говорит: «Я создам Церковь и врата ада не одолеют ее». Церковь – это не здание. Здание, где собираются люди, это храм Божий. А Церковь – это собрание верующих людей, это Тело Христово. А глава этого тела сам Христос. Вот все конфессии не признают Церковь как Тело Христово, а главу Христа. Для них это просто собрание, собираются в помещении. Допустим, на доме написано: «Бог – любовь», это значит - там собираются. Так вот, Церковь – это собрание верующих людей. Церковь – это маленький кусочек неба на земле. И когда мы подходим к храму и переступаем через порог, мы переступаем с земли на небо.На престоле восседаетСам Господь, Матерь Божия, рядом огненные херувимы и серафимы, престолы, силы, власти, архангелы, ангелы, ветхозаветные патриархи, пророки, святители, апостолы, мученики, преподобные, т.е. вся церковь наполнена. И когда мы вошли туда, мы становимся членами этой Церкви. Тот, кто исповедовался по-настоящему, очистил душу от грязи, принял в себя живого Христа, т.е. причастился, он становится членом Церкви. И Бог создал только одну Церковь. А мы слышим сейчас: вот у нас церковь такая-то и такая-то. Это не Церковь, это общины, где Христа нет, а только разговоры о Христе, где спасения нет, благодати нет. Но грехи одни и те же. Просто люди еще не пришли к православию. Церковь непобедима и Господь много церквей не создавал, потому что Церковь – это Тело Христово, вот это надо всем знать. Нам Господь указал этот путь через Церковь.

о.Елеазар: - Границы Церкви совпадают с границами Царствия Небесного. А где границы Царствия Небесного? А их не существует. Церковь безгранична. Кто входит в эту церковь, явно мы знаем – это православные крещеные люди, которые крестились не только внешне, но и живут по заповедям Божиим. А кто-то еще входит туда из язычников, из иноверцев? Мы не знаем. Потому что Бог – Творец неба и земли и Творец всех законов. Если Он захочет, Он возьмет и язычника, который по Его усмотрению достоин Царствия Небесного, поместит в Царствие Небесное.

о.Амвросий: - Но Господь насильно никого не поместит.

о.Елеазар: - Нет, конечно. Мы же помним, как Григорий Богослов молился за Траяна, который сознательно выбрал путь гонителя-язычникаи в таком состоянии скончался. И вот за него стал молиться Григорий Богослов, вымаливать у Бога, Господь исполнил его желание, но сказал, чтобы к Нему больше с такими просьбами не обращались.

Тел.звонок: - Сейчас пост начался, и меня замучили страшные сны, как от них избавиться?

о.Амвросий: - Надо сделать генеральную исповедь. Найдите такого священника, может быть, в монастыре, чтобы он вас выслушал, от юности, от 7 лет покаяться в грехах, чтобы не было никаких страхов. Почему? Вот мы читаем «Отче наш» - «и прости долги наши (это грехи)», значит, у вас есть какие-то грехи нераскаянные, и Господь попускает бесов, чтобы они вас мучили, чтобы мы раскаялись в грехах, очистили душу от грязи, и тогда страха не будет, не будут бесы мучить по ночам. Сегодня мне одна женщина рассказывала, что у нее бывает такое, все нормально и вдруг она чувствует, что на нее что-то находит, начинает крутить и руки, и живот. Единственный выход - когда муж начинает читать над ней Евангелие, бесы отходят, не мучают. Хотя она уже во всем покаялась. Но я ей сказал: это надо потерпеть за те грехи, которые когда-то были, за них надо понести наказание. Ну, для примера: женщина делала аборты, покаялась, а наказание не понесла. Значит, наказание должно быть здесь, на земле. Если наказания не было на земле, то в духовном мире наказание будет. А зачем нести это с собой в тот мир? Лучше здесь потерпеть.

Тел.звонок: - Можно ли дома читать акафист Страстям Христовым в Великий пост и когда начинать?

о.Елеазар: -У нас в монастыре есть такой обычай – каждое воскресенье на вечерней службе на утрене читаем акафист Страстям Христовым. Конечно, можно и дома читать этот акафист, и именно Великим Постом. Самое время его читать.

о.Амвросий: - Есть такое суеверие – а можно ли вообще читать акафисты Великим постом? А Евангелие можно ли читать? Наоборот, надо больше читать Евангелие.

Слово утешения о.Амвросия: - В Библии слово «не бойтесь» упоминается 365 раз. Кто православный, во всем покаялся, постоянно ходит в церковь каждую субботу и воскресенье, все праздники, строго соблюдает все посты, читает утренние и вечерние молитвы, то можно сказать: когда пришла любая беда – не надо бояться, потому что Господь сказал: «Не бойся, мое малое стадо, Я всегда с тобой». Т.е. каждый день Господь нам говорит «не бойся, Я с тобой». Поэтому мы должны думать так, как Господь говорит: «Прежде всего ищите Царствия Божия и правды его, а остальное всё приложится вам». И квартира будет, и работа будет, и питание, Бог все даст!

Post new comment

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
3 + 16 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.