Нужно ли нам православное кино?

Несомненно, то, что многие православные фильмы со временем станут источником кинохроники о жизни России конца прошлого и начала нынешнего веков. А люди, и проблемы, поднятые в них, дадут возможность грядущим поколениям увидеть под толстым слоем либеральной лжи истинную правду. 

За прошедшую четверть века на фестиваль православного кино «Радонеж» было прислано не менее пяти тысяч фильмов и телепрограмм.(Сначала около ста пятидесяти в год, а потом свыше двухсот пятидесяти). Каждый раз во время проведения  фестиваля участники, кинокритики, искусствоведы и общественные деятели обсуждали возможные пути развития православного кинематографа, повышения профессионального и духовного уровня авторов и режиссеров, а, главное, то, каким образом получить эфир на центральных телеканалах. И каждый раз расходились, изложив множество дельных и умных предложений безо всякой надежды на то, что хозяева телеканалов позволят этим предложениям осуществиться. Многие критики справедливо отмечали, что большинство работ не отличались высоким профессиональным уровнем. Но, вот, появились фильмы, вполне способные конкурировать с теми, которыми заполнен эфир. И, что же? Да, все то же! Не дают эфир, хотя потребность в патриотичном, высокодуховном кино велика. География участников фестиваля всеохватная: от Владивостока до Калининграда и от Грузии до Заполярного Урала. Фильмы присылают не только режиссеры из России, и бывших советских республик, но и из Греции, Сербии, Черногории, Болгарии, Польши…
 Мне, как члену жюри, пришлось посмотреть более тысячи фильмов. И если в девяностые годы (уже прошлого века) зрителям для сугубого умиления было достаточно увидеть на экране девочку, зажигающую свечу или батюшку, сидящего под иконой, то вскоре православные режиссеры обратились к серьезным темам: истории Русской Православной Церкви от Великого Князя Владимира и первых русских святых до проблем сегодняшнего дня. Можно утверждать, что православное кино стало поистине энциклопедичным. Можно узнать о первых веках христианства, об истории Византии, Ближнего Востока и Северной Африки, где возникли первые монастрыри, о современной Афоне и многих греческих обителях.  История нашей Родины и Русской Православной Церкви представлена в сотнях фильмов. И фильмы эти словно фрагменты мозаики складываются в единую многоплановую картину жизни страны. И, когда сегодня великие умы от исторической науки не могут решить, как преподавать в школе отечественную историю, православные авторы давно создали киноучебник, в котором история подается в свете Христовой Истины с пониманием того, что творцом ее является Господь.
 Эта кинолетопись важна еще и потому, что современная жизнь подается не в черном свете бесконечных детективов и всевозможных ток-шоу, якобы дающих возможность разбирать проблемы со всех сторон, а как великий Дар Божий каждому человеку, направляющий разум и душу по единственно верному пути – пути спасения. 
Наши фильмы заставляют думать, а думать современному человеку не хочется. Многие, увидев на экране купола и услышав церковное пение, автоматически переключают свой тв на другую программу. Их уже научили не думая  «брать от жизни все» (при этом почти ничего не осталось – все разобрали те, кто к этому отбиранию призывает). И не только думать призывает наше кино, но и жить, как заповедал нам Господь.  
Бесценно то, что удалось (еще успели) запечатлены портреты людей с трагическими судьбами, мужественно и достойно прошедших через невероятные испытания. Можно увидеть простых деревенских жителей с  образной, живой, яркой речью. И если будущее будет, то таких людей уже никогда не будет. Уже сейчас деревня либо полностью разорена, а жители перебрались в города, либо из сельской местности делают промышленный полигон, где работники связаны не с землей и животными, а с механизмами. А в ближайшее время нам обещают, что живые люди будут вытеснены почти из всех  сфер деятельности роботами. В современной деревне трудно найти носителей истинно народной речи даже среди пожилых людей. Молодежь же говорит штампами, навязанными телевизионными «героями». Поэтому так ценно то, что сделали такие авторы, как Вячеслав Орехов. Его герои – мудрые деревенские люди, сохранившие традиционные ремесла, умеющие делать все от постройки дома до починки трактора. При этом, умеющие так рассказать о своей жизни, что не всякий маститый писатель сможет.
Я вспомнил, как лет тридцать назад я записал речь девяносто летнего помора. Он был консультантом на фильме «Юность Петра». Он рассказывал о собственной жизни, о том, как общался с «киношниками». Но что это была за речь! Неспешная, с сильным Оканьем. Ни единого слова-паразита.  Что ни фраза – то точнейшая метафора. Это был не монолог архангельского рыбака с несколькими классами (еще той – царской) школы, а  высокая поэзия. Я буквально упивался ею на этом празднике народной словесности.
Несомненно, то, что многие православные фильмы со временем станут источником кинохроники о жизни России конца прошлого и начала нынешнего веков. А люди, и проблемы, поднятые в них, дадут возможность грядущим поколениям увидеть под толстым слоем либеральной лжи истинную правду. 

Post new comment

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.