Наше общество стоит на пороге необходимости создания Национального телевидения

Выступление сопредседателя жюри Б.И.Костенко на пресс-конференции, посвящённой открытию XXIII-го Международного фестиваля кино и телепрограмм «Радонеж». 23 ноября 2018 года Храм святителя Николая в Толмачах.

Выступление сопредседателя жюри Б.И.Костенко на пресс-конференции, посвящённой открытию  XXIII-го Международного фестиваля кино и телепрограмм «Радонеж». 23 ноября 2018 года Храм святителя Николая в Толмачах.

Большая ответственная работа начинается заранее. Членами жюри отсмотрено большое количество фильмов. И мы понимаем какая ответственность лежит на нас, всего более 100 фильмов по разным номинациям. В жюри разные люди, но все известные профессионалы, разделяющие концепцию и направленность фестиваля во всём его жанровом многообразии. Есть художественная составляющая в документальном кино, как искусстве. Есть игровые, анимационные фильмы. Телевизионные передачи. Есть телевизионная публицистика. Есть историческая публицистика. Эти жанры должны быть сбалансированно представлены среди лауреатов и дипломантов.

Но если вы хотите знать мое личное мнение, то сегодня Православное кино прошло большой путь и пишется с большой буквы. 25 лет после перестройки. Да, и раньше были работы. Но продвигать глубокое и откровенно христианское кино было тяжело. Сегодня фактически мы от некого «приятного созерцания» и фиксации реальности, например, в форме, так называемого, «паломнического стиля», должны уверенно двигаться в сторону понимания, что сегодня борьба, не хочу сказать слово «война», идет достаточно серьезная, на серьезном уровне. Чтобы этому соответствовать должна быть повышена публицистичность работ, которые сегодня выходят на общероссийскую телевизионную и интернет аудиторию. Воцерковлять воцерковленных это не та задача, котрая стоит перед православным кино и телепублицистикой. Здесь должны быть поставлены серьезные мировоззренческие вопросы. Такие фильмы есть в программе фестиваля. Я не буду называть, чтобы никого не смущать раньше времени, но они есть... Миссионерские, духовно-просветительские телевизионные проекты. Это также крайне важно, но, как мне кажется, они для других фестивалей, и такие сегодня в России есть…

Я занимаюсь исторической публицистикой уже 30 лет. Она прошла большой путь, и сегодня подошла к тому новому рубежу, а некоторые работы за него уже уверенно вышли. Сегодня мы, наконец-то получаем ответы, причём вполне внятные ответы, на серьезнейшие вопросы. Такие как: Почему произошла революция, или, точнее, революционные события именно февраля и, как следствие, октября 1917 года? Что такое «Непрерывность» истории государства российского? Что произошло с Царской семьей? Почему случилась братоубийственная Гражданская война? Как мы выстояли Великую Отечественную? Это вопросы близкие к сакральным, они сегодня ставятся на разных уровнях. Даже на самом высоком. На уровне страны-цивилизации. Президент говорит о распаде Союза ССР как о крупнейшей геополитической катастрофе XX-го века. Что такое Русская православная цивилизация? На эти вопросы и вызовы нужно соответствующий ответ давать. Ярко, доходчиво, публицистично, демонстрируя высокое профессиональное телевизионное мастерство, уверенно конкурируя в эфире с коммерческим показом, предлагая нравственный ракурс и христианскую интерпретацию.

Ещё одно важное замечание… Сегодня, как мне кажется, мы чётко понимаем, что уровень национального достоинства за последние пять лет сильно, я бы сказал, неожиданно для некоторых, вырос. Это и «крымский консенсус», и георгиевская ленточка, это Бессмертный полк, Олимпиада в Сочи, и, кстати, Чемпионат мира по футболу, Крымский мост… Это и наши действия в Сирии. Этому возросшему достоинству, самоуважению, или, по Пушкину, самостоянию, нужно давать и соответствующий экранный ответ. В том числе со стороны православных кинематографистов. Не всегда наши коллеги могут подняться на второй, третий, на такой уровень, чтобы, как Святейший Патриарх нас учит, различать духов. Я цитирую, «чтобы уметь отделять шум от сигналов», предлагать смыслы. И могу добавить, что наша задача с вами правильно эти смыслы транслировать. Чтобы мы были не просто услышаны аудиторией, но адекватно поняты и восприняты. Мы должны укреплять мировоззрение, которое сегодня должно восторжествовать в нашей стране, понимая под каким ударом мы находимся. Через эту призму мы, жюри, и стараемся, я лично, по крайней мере, так и оценивать художественную и публицистическую составляющая представленных на конкурс работ.

Можно много говорить красивых слов о большом пути, о том, что уже было сделано, но те вызовы, которые перед нами стоят сегодня, некоторыми из нас ещё до конца не воспринимаются и не принимаются. Ситуация будет усложняться особенно на уровне этой полемики смыслов. Одна Украина что стоит? Да, у нас есть прекраснейший фильм «Киево-Печерская лавра. Фотография тысячелетия» Украинский телекалал «Интер» сделал. Глубокая работа. Конечно они снимали её в одной ситуации, сейчас ситуация уже другая и всё воспринимается совершенно под иным ракурсом. Они даже может быть и сами не думали о сложившимся сегодня трагическом контексте. Или фильм про скит на Святом Афоне «Созерцатель». И опять-таки ракурс. Сейчас смотрится совершенно по-другому. И что нас ждет завтра или после завтра? Владыка Онуфрий прямо говорит, что мы на пороге как гонимая Церковь. И как это отразится на экране?

Я занимаюсь украинской темой постоянно. Наш коллега православный журналист и кинематографист, Олег Саган, 6 ноября был арестован СБУ. И он находится в тюрьме. Ему подбросили листовку о том, что он, якобы распространял порочные сведения о связях Филарета и Порошенко… Олег Саган - кинодокументатист, видный деятель украинского телевидения. Какова его судьба будет, я не знаю. Ему грозит 10 лет с конфискацией за, якобы, измену Родине. Вот так… Это уже другая грань нашей с вами деятельности. Это наши реалии, в которых мы живем.

Такой драматический фон повышает гражданское значение нашего форума. А общественность ждет от нас понимания, что такое сегодня православный опыт жизни в разных его преломлениях. От политики до чистого искусства и от православного паломничества до эпического рассказа о жизни современного сельского духовенства. Это уже серьезные вызовы и большие задачи. Мы постараемся с ними достойно справиться.

Я посмотрел накануне достаточно много фильмов. Очень интересных. Познакомился с тем уровнем, который сегодня существует. Это вызывает большой оптимизм. Мы понимаем, как делаются эти работы. Да, есть те, за которыми стоят большие телеканалы и соответствующие бюджеты. Но не стоит обольщаться на таких каналах могут технически помочь и материально поддержать, но реально люди работают практически как энтузиасты. Это тоже известно. Гонорарный фонд, так называемый, копеечный. Я сам документалист и знаю. Но постепенно предлагаемый содержательный уровень работ и их качество начинают соответствовать тому представлению, которое широкая публика предъявляет к экранному искусству в целом. Конечно, телезритель уже развращен образностью и яркой картинкой, мощным монтажом, впечатляющими звуковыми эффектами и дорогой компьютерной графикой. Да, в христианском кино и телевидении должна быть качественная графика, оригинальная музыкальная упаковка, звук безупречный, соответствующий монтаж, операторское искусство должно быть на уровне. Желательно чтобы исходник был в стандарте 4К, чтобы легче было монтировать и так далее. Например, такой высокопрофессиональный оператор, который работал на фильме «Параджанов, Тарковский, Антипенко. Светотени». Явно, что авторы постарались. Очень качественная работа оператора Сергея Зубикова (R.G.C.). А есть репортажная работа, например, пронзительная картина «Вратарница» о женской обители на линии фронта рядом с Донецким аэропортом. Это уже другое…, и мы это понимаем.

Так вот сегодня именно такой уровень соответствует ожиданиям аудитории. Сейчас он уже закрепился. Разговаривая с молодыми людьми, а я читаю лекции в Московском университете, на журфаке, понимаю, что они начинают искать подлинное. Начинают обращаться к истинному. Так же, как, не выдержав засилия суррогата и пошлости, зрители выломали дверь в Третьяковку и скупили все билеты в филармонию. Это показатель того, что к подлинному начинают возвращаться, начинают его справедливо требовать.

Фильмы фестиваля, в том числе «Радонеж», это как раз и есть то самое подлинное, которое сегодня публике необходимо. Кстати, многие телеканалы ориентируются на каталоги «Радонежа», когда им нужно, извините за профессиональны жаргон, заполнить сетку в Рождественские дни, в Пасхальные. В эфир идёт тот «контент», что, как правило, значится в лауреатах таких фестивалей как «Радонеж». Это вызывает оптимизм.

А что будет дальше? Так называемая «цифра» - это всего лишь инструмент. Если сегодня большие рейтинговые каналы позиционируют себя как какой-то Олимп, на какой надо взобраться, то во многом все это лукавство. Показатели телесмотрения больших вещателей падают, особенно у Первого канала. Крупные компании показывают документальные фильмы, так или иначе, отмесенные на «Радонеже», к сожалению, только глубокой ночью и большинство людей смотрят их повторами в сети. Это как раз и есть, то самое «сетевое распространение». «Цифровая революция» начнётся тогда, когда на вашем смартфоне или планшете будет надёжно работать мобильная связь нового поколения – это 4G и далее 5G. И тогда уже не будет никакой разницы с антенной у вас соединён телевизор, с кабелем или спутниковой тарелкой. Все будет равно доступно. И вот тогда начнется реальная конкуренция. Мы должны подготовиться и уже можем соответствовать.

Наше российское общество стоит на пороге необходимости создания Национального телевидения, и как его неотъемлемой части - Национального просветительского телепроекта. Резолюция Всемирного русского народного собора была об этом написана 15 лет назад, в том числе при участии вашего покорного слуги. И этого проекта до сих пор нет. Телеканал «Российские университеты» - это ресурс (так называемая, «четвёртая кнопка»), на котором сейчас работает НТВ, он же был ликвидирован в своё время, как не нужный и «нерентабельный».

В заключении краткая цитата профессора Сергея Капицы, который незадолго до смерти сказал в одном из интервью в 2008 году, что «телевидение в его нынешнем виде - это преступная организация. Если б оно у нас было такое в 1930 годах, то Великую Отечественную войну мы бы проиграли». И «культуру надо насаждать…»

И ещё раз о национальном достоинстве… Это не просто слова, за ними практическое требование аудитории предложить ей «другое» телевидение, другие средства массовой информации некоммерческого патриотического плана, просветительские и образовательные. Аудитория устала от «индустриального» и всего коммерческого. У нас все привыкли, что этим только государство занимается, и «оно просто обязано» что-то сделать и для всех ещё и бесплатно, а мы будем ждать, когда кто-то одумается и это как-то сам сделает... Не будем прогнозировать и обольщаться. На Украине мы видим, что произошло… Нам отступать некуда, никто нам не поможет, только мы сами.

Нужна недвусмысленная демонстрация нравственной позиции, заявление о своей чёткой повестке с позиции исторической правды, духовной силы и цивилизационной мощи.

Фестиваль «Радонеж», уже в 23-й раз стал той самой закваской, которая должна сделать свое дело!

Post new comment

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 19 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.